Утверждаю: Директор МОУ «КСОШ №8» ____________/_______ «_____»__________2021г Программа по профориентации для 8 класса «Мой выбор» Составила: Зинькевич Светлана Юрьевна, социальный педагог Кириши, 2021 Пояснительная записка. Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся. Программа курса по профориентации «Мой выбор» поможет учащимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Цель программы: подготовка учащихся 8 классов к выбору профессионально – ориентированного направления образования. Курс призван решить следующие задачи: Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий». Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, необходимыми для выбранной профессии. Ознакомить учащихся со способами получения дальнейшего образования. Новизна данного курса заключается в практико-ориентированном подходе при организации занятий. Формы проведения занятий: экскурсии на предприятия; экскурсии в колледжи, училища, техникумы, вузы; встречи с интересными людьми, представителями разных профессий; познавательные беседы; просмотр обучающих фильмов; проведение деловых игр и др. Программа ориентирована на учащихся 8-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество часов – 34. Предполагаемый результат: формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии; принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения; создание условий для повышения готовности подростков к социальнопрофессиональному самоопределению. Учебно-тематический план «Мой выбор». Форма проведения занятия Тема занятия Количество часов 1.Многообразие мира профессий. Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ (просмотр видеофильма.) 2.Классификация профессий. Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ 3.Мотивы выбора профессии. Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ 4.Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 5.Начальное профессиональное образование. Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ 6.Профессия. Энергетика. «Электромонтёр по Лекция с элементами беседы и обслуживанию и ремонту применением ИКТ (просмотр электрооборудования». 1 видеофильма.) 7. Профессия. Строителя. «Мастер Лекция с элементами беседы и общестроительных работ» применением ИКТ (просмотр 1 видеофильма.) 8. Профессия. Нефтепереработчика. «Лаборант- Лекция с элементами беседы и аналитик», «Оператор технологических применением ИКТ (просмотр установок», «Машинист компрессорных видеофильма.) 2 установок» 9. Профессия. Техника. Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ (просмотр видеофильма.) 10. Профессия. Архивариус. Лекция с элементами беседы и 1 применением ИКТ (просмотр видеофильма.) 11. Среднее профессиональное образование. Лекция с элементами беседы и применением ИКТ (просмотр 1 слайдов.) 12. Профессия. Медицина. «Фельдшер», Лекция с элементами беседы и «Медсестра», «Фармацевт» применением ИКТ (просмотр 1 видеофильма.) 13 часов Экскурсии. 1.Киришский политехнический колледж. Экскурсия, 2 2.Киришский экономический Экскурсия 2 3.Киришский технический колледж управления Экскурсия 2 Экскурсия 2 5. Архив г. Кириши. Экскурсия 2 6. Экскурсия в МЧС Экскурсия 2 7.ОМВД по Киришскому р-ну Лен. Обл. Экскурсия 2 8. АЙТИ-куб Экскурсия 2 Экскурсия. Беседа 2 Беседа 1 промышленно- колледж. и коммерции. 4.Тихвинское медицинское училище. Киришский филиал. 9.Встреча с представителем Центра занятости населения г.Кириши. 10. Встреча с представителем Волховского алюминиевого колледжа. 19 часов 11. Заключительное занятие. Игра. 2 Профориентационная игра «Вакансия». Общее количество часов 34 Профориентационные занятия по программе «Профориентация подростков» 2. 3. 4. 5. 6. 1. Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность» и др. Мир профессий и требования, предъявляемые к ним. Способности, склонности и интересы – психологические образования личности, от которых зависят успех и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональное будущее и положение в обществе. .Личность и профессия. Жизненные и личностные ценности. Внешние и внутренние мотивы выбора профессии Модные профессии. Профессиональные намеренья. Планирование своей жизни и профессиональных перспектив. Выработка адекватных и эффективных навыков общения. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы. 3. Предоставление подростку возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. 4. Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 5. 1. Расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам; 2. развитие качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении; 3. практическая подготовка к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, Соц.педагог: ___________/C.Ю. Зинькевич.