Приложение к ООПООО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Черчение» (УМК авторская программа М.К.Соловьёвой «Курс по начертательной геометрии для средней общеобразовательной школы для учащихся 10-11 классов») Программа разработанаметодическим объединением учителей ИЗО, музыки и технологии 2022 Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Черчение» 2. Содержание предмета «Черчение» 3. Тематическое планирование. I. Планируемые результаты освоения предмета «Черчение» В результате освоения программы школьники ознакомятся с основными теоретическими положениями начертательной геометрии; с основными способами изображения точки, прямой и плоскости, поверхностях, геометрических телах и их взаимном положении в пространстве; с основными способами преобразования проекций; с основными способами графического изображения геометрических тел ; с методическими приёмами обучения начертательной геометрии. Овладеют навыками решения проекционных и позиционных задач; выполнения вспомогательных построений; алгоритма построения точки, линии, геометрических тел на плоскости и в пространстве; Научатся правильно пользоваться конспектами, справочной литературой и чертежным инструментом; четко и аккуратно выполнять графические построения; пользоваться способом перемены плоскостей и вращения при решении задач; строить модели геометрических тел; находить натуральную величину отрезков и плоских фигур; выполнять и читать чертежи моделей; компетентно использовать знания, полученные при изучении курса для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся Результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Черчение») Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»: сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям; сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; сформированность представлений о нравственных нормах; развитость пространственных представлений, сенсорных способностей; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: 2 умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебныедействия и оценивать результат; умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;— умение использовать для решения инженерно-графических задач средства информационных и коммуникационных технологий; умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: . Чтение чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов – все это связь с трудовым обучением. При изучении методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству, используя знания о форме, перспективе и техническом рисунке. Геометрические построения и понятия точки, линии, плоскости, поверхности, пересечение поверхностей , решение метрических задач на уроках начертательной геометрии – все это помогает при изучении геометрии. Знания полученные при изучении курса в дальнейшем могут быть полезны при работе с компьютерными программами 3d – моделирования и дизайна. II. Содержание учебного предмета «Черчение». Образовательная программа «Основы начертательной геометрии» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, профиль которых ориентирован на высшие учебные заведения технической направленности. В условиях перехода к профильному обучению в образовательных учреждениях возрос интерес к освоению курса начертательной геометрии, одной из основных общетехнических дисциплин, составляющих основу инженерного образования. Данный курс может быть реализован в рамках предмета «Черчение» одного из вариантов базисного учебного плана. Освоение курса начертательной геометрии способствует развитию логического мышления, совершенствованию активной мыслительной деятельности. Программа по начертательной геометрии реализуется в 10-11-х профильных технических классах. Специфика школьного курса заключается в преобладании задач общего типа, связанных с развитием логического мышления, формированием абстрактного и пространственного воображения. В школе формируются графические навыки, которые дают возможность выполнять работы на следующей ступени образования. Содержание программы по черчению в 10 классе. (34 часа) Графическое оформление чертежей (12 часов). 3 Чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежей. Геометрические построения. Деление окружности на равные части. Сопряжение линий. Коробовые кривые линии. Построение уклона и конусности. Лекальные кривые (7 часов). Обязательный минимум практических и графических работ. Деление окружности на равные части и построение сопряжения (3 часа). Построение и обозначение уклона и конусности (2 часа). Основы начертательной геометрии (22 часа). Общие сведения о видах проецирования. Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой линии. Проецирование плоских фигур. Изображение плоскости на комплексном чертеже. Проецирующие плоскости и плоскость общего положения. Проекции точки и прямой, расположенных на плоскости. Проекции плоских фигур. Прямая, принадлежащая плоскости. Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей (10 часов). Обязательный минимум практических работ. Построение наглядного изображения и комплексного чертежа точек. Построение наглядного изображения и комплексного чертежа отрезка. Комплексный чертеж двух отрезков и определить взаимное положение этих отрезков. Построение комплексного чертежа плоской фигуры и нахождение положения относительно плоскостей проекций. Комплексный чертеж плоской фигуры и произвольной точки принадлежащей этой фигуре. Построение комплексного чертежа плоской фигуры и произвольного отрезка принадлежащей этой фигуре. Комплексный чертеж треугольника и прямой. Нахождение точки встречи. Определение видимых участков данной прямой. Построение пересечения двух плоскостей (12 часов). Содержание программы по черчению в 11 классе. (34 часа) Основы начертательной геометрии (34 часа) Способы преобразования проекций. Способ совмещения. Способ перемены плоскостей проекций. Способ вращения. Аксонометрические проекции. Общие сведения. Изометрическая проекция отрезков и плоских фигур. Изометрическая проекция окружности. Изометрические проекции геометрических тел. Диметрическая проекция.Проекции геометрических тел. Формы геометрических тел. Проекции призм, пирамид,цилиндров, конусов. Проекции шара, кольца и тора. Комплексные чертежи группы геометрических тел (17 часов). Обязательный минимум практических работ. Нахождение натуральной величины отрезка используя способы пребразования проекций. Нахождение натуральной величины фигуры используя способы преобразования проекций. Построение диметрических и изометрических проекций плоских фигур и моделей с одной четвертой выреза. Построение овала в изометрической проекции. Выполнение изометрических и диметрических проекций деталей. Комплексный чертеж призмы, пирамиды, цилиндра и конура (нахождение точек принадлежащим геометрическим телам и построение изометрической проекции). Комплексный чертеж группы геометрических тел (17 часов). 4 III. Тематическое планирование. 10 класс (34 часа в год) № п/п темы Наименование разделов и тем Количество часов 1. Графическое оформление чертежей 12 2. Основы начертательной геометрии 22 3. 4. Итого 34 11 класс (15 часов в год) № п/п темы 1. Наименование разделов и тем Основы начертательной геометрии Итого Количество часов 34 34 5