Черчение (10-11 классы)

Приложение к ООПООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Черчение»
(УМК авторская программа
М.К.Соловьёвой «Курс по начертательной геометрии для
средней общеобразовательной школы для учащихся 10-11
классов»)

Программа
разработанаметодическим
объединением учителей ИЗО,
музыки и технологии

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Черчение»
2. Содержание предмета «Черчение»
3. Тематическое планирование.

I.
















Планируемые результаты освоения предмета «Черчение»

В результате освоения программы школьники ознакомятся
с основными теоретическими положениями начертательной геометрии;
с основными способами изображения точки, прямой и плоскости, поверхностях,
геометрических телах и их взаимном положении в пространстве;
с основными способами преобразования проекций;
с основными способами графического изображения геометрических тел ;
с методическими приёмами обучения начертательной геометрии.
Овладеют навыками
решения проекционных и позиционных задач;
выполнения вспомогательных построений;
алгоритма построения точки, линии, геометрических тел на плоскости и в пространстве;
Научатся
правильно пользоваться конспектами, справочной литературой и чертежным инструментом;
четко и аккуратно выполнять графические построения;
пользоваться способом перемены плоскостей и вращения при решении задач;
строить модели геометрических тел;
находить натуральную величину отрезков и плоских фигур;
выполнять и читать чертежи моделей;
компетентно использовать знания, полученные при изучении курса для реализации
профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся

Результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Черчение»)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»:
 сформированность
гуманистических
и
демократических
ориентаций,
основ
гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре
других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
 сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
 сформированность представлений о нравственных нормах;
 развитость пространственных представлений, сенсорных способностей;
 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
 способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной
рефлексией;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
2







умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать
наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать
учебныедействия и оценивать результат;
умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать,
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать
выводы и умозаключения;— умение использовать для решения инженерно-графических
задач средства информационных и коммуникационных технологий;
умение использовать для решения познавательных задач различные источники
информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;
умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение,
осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 . Чтение чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов,
использование измерительных инструментов – все это связь с трудовым обучением.
 При изучении методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся,
приобретенный на занятиях по изобразительному искусству, используя знания о форме,
перспективе и техническом рисунке.
 Геометрические построения и понятия точки, линии, плоскости, поверхности, пересечение
поверхностей , решение метрических задач на уроках начертательной геометрии – все это
помогает при изучении геометрии.
Знания полученные при изучении курса в дальнейшем могут быть полезны при работе с
компьютерными программами 3d – моделирования и дизайна.

II.

Содержание учебного предмета «Черчение».

Образовательная программа «Основы начертательной геометрии» предназначена для
учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, профиль которых ориентирован на высшие
учебные заведения технической направленности. В условиях перехода к профильному обучению в
образовательных учреждениях возрос интерес к освоению курса начертательной геометрии, одной
из основных общетехнических дисциплин, составляющих основу инженерного образования.
Данный курс может быть реализован в рамках предмета «Черчение» одного из вариантов
базисного учебного плана. Освоение курса начертательной геометрии способствует развитию
логического мышления, совершенствованию активной мыслительной деятельности. Программа по
начертательной геометрии реализуется в 10-11-х профильных технических классах. Специфика
школьного курса заключается в преобладании задач общего типа, связанных с развитием
логического мышления, формированием абстрактного и пространственного воображения. В школе
формируются графические навыки, которые дают возможность выполнять работы на следующей
ступени образования.

Содержание программы по черчению в 10 классе.
(34 часа)
Графическое оформление чертежей (12 часов).
3

Чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежей. Геометрические построения.
Деление окружности на равные части. Сопряжение линий. Коробовые кривые линии. Построение
уклона и конусности. Лекальные кривые (7 часов).
Обязательный минимум практических и графических работ.
Деление окружности на равные части и построение сопряжения (3 часа). Построение и
обозначение уклона и конусности (2 часа).
Основы начертательной геометрии (22 часа).
Общие сведения о видах проецирования. Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой
линии. Проецирование плоских фигур. Изображение плоскости на комплексном чертеже.
Проецирующие плоскости и плоскость общего положения. Проекции точки и прямой,
расположенных на плоскости. Проекции плоских фигур. Прямая, принадлежащая плоскости.
Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей (10 часов).
Обязательный минимум практических работ.
Построение наглядного изображения и комплексного чертежа точек. Построение наглядного
изображения и комплексного чертежа отрезка. Комплексный чертеж двух отрезков и определить
взаимное положение этих отрезков. Построение комплексного чертежа плоской фигуры и
нахождение положения относительно плоскостей проекций. Комплексный чертеж плоской
фигуры и произвольной точки принадлежащей этой фигуре. Построение комплексного чертежа
плоской фигуры и произвольного отрезка принадлежащей этой фигуре. Комплексный чертеж
треугольника и прямой. Нахождение точки встречи. Определение видимых участков данной
прямой. Построение пересечения двух плоскостей (12 часов).

Содержание программы по черчению в 11 классе.
(34 часа)
Основы начертательной геометрии (34 часа)
Способы преобразования проекций. Способ совмещения. Способ перемены плоскостей проекций.
Способ вращения. Аксонометрические проекции. Общие сведения. Изометрическая проекция
отрезков и плоских фигур. Изометрическая проекция окружности. Изометрические проекции
геометрических тел. Диметрическая проекция.Проекции геометрических тел. Формы
геометрических тел. Проекции призм, пирамид,цилиндров, конусов. Проекции шара, кольца и
тора. Комплексные чертежи группы геометрических тел (17 часов).
Обязательный минимум практических работ.
Нахождение натуральной величины отрезка используя способы пребразования проекций.
Нахождение натуральной величины фигуры используя способы преобразования проекций.
Построение диметрических и изометрических проекций плоских фигур и моделей с одной
четвертой выреза. Построение овала в изометрической проекции. Выполнение изометрических и
диметрических проекций деталей. Комплексный чертеж призмы, пирамиды, цилиндра и конура
(нахождение точек принадлежащим геометрическим телам и построение изометрической
проекции). Комплексный чертеж группы геометрических тел (17 часов).

4

III.

Тематическое планирование.
10 класс (34 часа в год)

№ п/п
темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Графическое оформление чертежей

12

2.

Основы начертательной геометрии

22

3.
4.
Итого

34

11 класс (15 часов в год)
№ п/п
темы
1.

Наименование разделов и тем
Основы начертательной геометрии

Итого

Количество часов
34
34

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».