Приложение к ООПСОО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Экономика» 10-11 классы (базовый уровень) (УМК Иванов С.И., Шереметова В.В. Скляр М.А. И др.) Программа разработана методическим объединением учителей математики 2022 Рабочая программа по экономике для 10-11 класса Рабочая программа по экономике предназначена для обучающихся 10-11 классов, изучающих предмет «Экономика» на базовом уровне в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования по экономике, Требований к результатам основного среднего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также в соответствии с Примерной программой по русскому языку, авторской рабочей программой по экономике. Учебник: Иванов С.И., Шереметова В.В. Скляр М.А. И др./Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень) 10-11 класс, ВИТА-ПРЕСС, М., 2019 Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Экономика» 2. Содержание предмета «Экономика» 3. Тематическое планирование. I. Планируемые результаты освоения предмета «Экономика» Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен Знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста. Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; исполнения типичных экономических ролей; решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; совершенствования собственной познавательной деятельности оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина Методы и формы обучения: Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание) Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика. - система оценки достижений учащихся; Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся. - инструментарий для оценивания результатов; Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса. II. Содержание программы для 10 класса. (34 часа) Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (3 часа) Метод экономической науки. Измерение экономических величин. Основные этапы развития экономической науки. Экономические школы. Потребности общества. Ресурсы и факторы производства. Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. Тема №2. Системы хозяйствования. (3 часа) Способа решения фундаментальных проблем Виды экономических систем. Рынок и его функции. Кругооборот доходов в рыночной экономике. . Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (5 часов) Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Рыночное равновесие. Ценовая эластичность спроса и предложения Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (3 часа) Тема №5. Поведение потребителя. (3 часа) Потребление и производство. Закон убывающей предельной полезности. Неравенство доходов и его последствия. Правило максимизации полезности Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (6 часов) Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (3 часа) Конкуренция и типы рыночных структур. Условия возникновения монополий. Тема №8. Рынки факторов производства. (3 часа) Рынок труда и заработная плата. Рынок услуг земли (землепользования) и земельная рента. Капитал и процент. Тема №9. Деньги и банковская система. (3 часа) Роль денег в рыночной экономике. Виды денег и их свойства. Коммерческие банки. Центральный банк Тема №10. Предпринимательство. (4 часа) Понятие предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Менеджмент и его функции. Маркетинг и его основные элементы. Содержание программы для 11 класса. (34 часа) Тема №1. Валовой внутренний продукт и национальный доход. (5 часов) Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели. Методы расчета ВВП. Система национальных счетов. Тема №2. Макроэкономическое равновесие. (2часа) Доход потребление и сбережения. Равновесие товаров и услуг. Тема №3. Экономический цикл. Занятость и безработица. (3часов) Экономический цикл. Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Тема №4. Инфляция. (3 часа) Инфляция: причины, формы. Индекс потребительских цен. Последствия инфляции Тема №5. Экономика и государство. (10 часов) Государство в рыночной экономике. Финансовая система рыночной экономики. Бюджетный дефицит и профицит. Классификация налогов. Фискальная политика государства. Виды фискальной политики. Современная банковско-кредитная политика. Государственный долг. Тема №6. Международная торговля и валютный рынок. (4часа) Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Валютный рынок. Тема №7. Международное движение капиталов. (3 часа) Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная экономическая интеграция Тема №8. Экономика современной РОССИИ. (4часов) Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в. Преобразования в социальной сфере. Перспективы развития Российской экономики III. Тематическое планирование 10 класс № Название раздела Всего 1 Предмет и методы экономической 3 науки. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Системы хозяйствования. Спрос, предложение и рыночное равновесие Эластичность спроса и предложения Поведение потребителя Фирма. Производство и издержки 3 5 Конкуренция и рыночные структуры Рынки факторов производства и распределение доходов Деньги и банковская система. Предпринимательство. Всего 3 3 3 3 6 3 4 34 Тематическое планирование 11 класс № 1 Название раздела Валовой внутренний продукт и Всего 5 национальный доход 2 Макроэкономическое равновесие. 2 3 Экономический цикл. Занятость и безработица Инфляция. Экономика и государство Международная торговля и валютный рынок. Международное движение капиталов. 3 4 5 6 7 8 3 10 4 3 4 Экономика современной РОССИИ. Всего 34