Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика плюс»
9 класс
Программа разработана
учителем информатики
Трофимовым О.И.
.
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его
все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась
потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информационное общество,
любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и
информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для
восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности
ученика.
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по
информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее
профессиональных интересов. Для того, чтобы у учащихся была реальная возможность выбора,
число таких курсов должно быть значительным, а содержание – не дублировать базовый курс. Его
необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников
к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы,
расширяющие базовый курс информатики, дающие возможность познакомиться учащимся с
интересными нестандартными вопросами.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и
навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из
приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление
школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь
роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать
действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников,
формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы,
наверное, неправильно.
Изучая программирование на таком современном языке программирования как
PascalABC.NET, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к
алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Место курса в системе предпрофильной подготовки.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он
расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и
предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными,
нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с
тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать
совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики,
предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и
более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Программа позволяет получить необходимые знания по основам программирования на
языке PascalABC.NET, рассчитана на 34 часа.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей,
один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и
субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При
необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации,
чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и
обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие
формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных
вопросов и дни свободного творчества.
1
Цель курса - приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по
программированию. Особое внимание уделяется развитию алгоритмического стиля мышления
учащихся.
Задачи курса:
Учащиеся должны знать:
- алгоритмические конструкции, исполнители;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- общую структуру языка программирования, его синтаксис;
- правила определения типа переменной и ее описания;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и
пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
Учащиеся должны уметь:
- правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей или записывать в файл.
Учебно-тематический план
№
Содержание
Количество
часов
9
1
Введение в курс программирования
2
Основы алгоритмизации и программирования
12
3
Разработка разветвляющихся и циклических
программ
8
4
Запись вспомогательных алгоритмов на языке
Паскаль
5
Вид деятельности
Лекция, беседа,
компьютерный
практикум
Лекция,
компьютерный
практикум, решение
задач
Лекция,
компьютерный
практикум, решение
задач
Тематическое планирование занятий
№
1
Тема
Введение в курс программирования
Организационное занятие. Техника
безопасности
Введение в программирование. Алгоритмы
Инструменты программирования
Программные библиотеки. Машинный код
Шестнадцатеричный код. Языки
программирования
Кол-во часов
9
1
Теор., ч.
2
2
2
1
1
1
Практ., ч.
1
1
1
1
2
2
3
4
Языки компилируемые и интерпретируемые
Константы. Переменные. Данные. Оператор
Основы алгоритмизации и
программирования
Алгоритмы и решение задач:
Алгоритм, его свойства и формы записи,
основные символы блок-схем алгоритмов,
базовые алгоритмические структуры
Разработка блок-схем алгоритмов:
линейной структуры
разветвленной структуры
циклической структуры
Описание алгоритмического языка
программирования:
- алфавит языка программирования
- типы данных и конструкции языка
программирования, структура программы
Разработка простых программ:
- Порядок записи арифметических выражений
и организация ввода-вывода данных
- Программирование арифметических
выражений с вводом и выводом информации
Программирование линейных алгоритмов
Разработка разветвляющихся и
циклических программ
Использование структурированных операторов
в программах:
- Организация ветвлений с помощью условных
операторов и операторов выбора, организация
программ циклической структуры
Разработка программ с разветвляющейся
структурой:
- Программирование с использованием
условных операторов
- Программирование с использованием
операторов выбора
Разработка программ циклической структуры:
- Программирование циклов с известным
числом повторений
- Программирование циклов с предусловием, с
постусловием
Разработка программы с использованием
массивов:
- Организация доступа к элементам массива
- Программирование задач с использованием
одномерных массивов
Запись вспомогательных алгоритмов на
языке Паскаль
Процедуры
Функции
ИТОГО:
2
1
12
2
1
1
1
-
1
2
1ч
1ч
3
1
2
4
8
1
3
1
1
-
2
2
2
2
3
1
2
1
1
1
2
5
2
3
34
3
Ожидаемые результаты:
Занятия предпрофильного курса должны способствовать:
Развитию мышления и волевых качеств у учащихся.
Развитию положительной мотивации и повышению интереса к предмету.
Активному участию в олимпиадах и конкурсах.
Правильному выбору будущей профессии.
Материально-техническое обеспечение и программы:
Компьютер.
Интерактивная доска.
Комплект презентаций по программированию.
Программное обеспечение:
среда разработки PascalABC.NET
система программ для создания и проведения компьютерного тестирования
знаний, сбора и анализа результатов MyTestXPro
5. Медиатека учителя.
1.
2.
3.
4.
Рекомендуемая литература:
1. Осипов А.В. PascalABC.NET: Введение в современное программирование. – Ростов-наДону, 2019.
2. Осипов А.В. PascalABC.NET: Выбор школьника. Часть 1, 2, 3 – Ростов-на-Дону, 2020.
3. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2002.
4. Сухарев М. Turbo Pascal 7.0, теория и практика программирования. – СПб: Наука и
техника, 2003. – 576 стр.: ил.
5. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: Юнимедиастайл, 2002. – 424с.: ил.
6. Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10 – 11 кл. / А.Б. Николаев, Л.А. Акатнова,
С.В. Алексахин и др. – М.: Просвещение, 2002. – 111 с.
4