РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я и моё Отечество» по социальному направлению Класса 8б Учитель Кулакова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория учебный год 2021-202 Пояснительная записка Рабочая программа творческого объединения « Познай себя» составлена на основании требований Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Программа «Познаю себя» реализует социальное направление во внеурочной деятельности. Главное назначение данного курса - формирование представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, приобщение к элементам этики, культуры, права, осознание младшими школьниками собственного «Я» в жизни. В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации , способствующей возрастанию культурообразующей функции образования. Работа объединения строится на принципах добровольности, активности и заинтересованности школьников. Программа рассчитана на 1 год из расчета 1 академический час в неделю (всего 34 часа в год ) и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для детей 14-15 лет. Продолжительность одного занятия 45 минут. Программа предназначена для учащихся 8 классов и построена с учетом особенностей взросления. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения. Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Познай себя» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника. Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип II. 1. 1. 2. 3. 4. следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Содержание курса Цели и задачи Программа внеурочной деятельности «Познай себя» реализует следующую цель: Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Задачи: Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения. Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Познай себя» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: Личностные универсальные учебные действия: У учащихся будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Учащиеся получат возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Научатся: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные универсальные учебные действия: Научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Научатся: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; III. Механизм реализации программы 1. Педагогические средства и формы наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч; участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах; экскурсии, виртуальные путешествия по родному краю; участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб; знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни; посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций; презентации учебных и творческих достижений обучающихся. 2. Материально-техническая база На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер. В процессе реализации решаются следующие общие задачи: формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; В области формирования социальной культуры: укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; В области формирования семейной культуры: формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним. Формы организации внеурочной деятельности: Беседы, викторины; Коллективные творческие дела; Тренинги общения Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Ролевые игры Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов Планируемые результаты Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии. 1. Изменения в модели поведения школьника: - проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа); - соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания; 2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики: - использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности; - краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им; - объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям. 3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: - способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей, - сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. ВД Социальное направление 8 класс «Познай себя» занятия Тема Форма организации Аудиторные Внеаудиторные Дата план Дата факт Мое здоровье ( 4ч) Цель: устойчивая внутренняя мотивация детей на здоровый образ жизни 1 Я – часть природы Комплексное занятие 1 2 Будь здоров на сто годов Встреча с медицинским работником 1 3 Каковы еда и питье, таково и житье Мини-спектакль 1 4 Мой режим дня Практическая работа 1 Моя семья (4 ч) Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Семья» с опорой на их жизненный опыт, ознакомление школьников с правами и обязанностями ребенка в семье, взаимосвязь между членами семьи разных поколений, формирование потребности в добрых, дружеских взаимоотношениях в семье 5 Моя семья – мое богатство Комплексное занятие 1 6 Семейные праздники Устный журнал 1 7 Согласие да лад – в семье клад Комплексное занятие 1 8 Мои права и обязанности в семье Встреча с инспектором ИДН 1 Мое окружение (5 ч) Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Мое окружение» с опорой на их жизненный опыт, права и обязанности ребенка в школе, доброжелательные и дружеские отношения в коллективе сверстников как ценность каждого человека 9 Я – ученик. Мои права и обязанности в школе. Составление Устава класса 1 10 Ученье да труд к славе ведут Встреча с выпускниками школы 1 11 Мои друзья. Умею ли я дружить? Комплексное занятие Анкетирование 1 12 Мои увлечения. Реклама кружков и секций 1 13 Наши таланты. Концерт 1 Я познаю себя (4 ч) Цель: формирование представлений школьников о внутреннем мире человека, его индивидуальных особенностях, развитие у детей способности к самопознанию, воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения 14 Что такое психология? Комплексное занятие 1 15 Как я ощущаю окружающий мир? Практическое занятие 1 16 Что такое восприятие? Комплексное занятие 1 17 Зачем нам общаться? Занятие -игра 1 Я учусь хорошим манерам (5 ч) Цель: обобщение знаний школьников по теме «Хорошие манеры», формирование у них представлений об этикете, ознакомление учащихся с правилами хорошего тона, создание условий для формирования потребности в соблюдении правил этикета 18 Простые правила этикета Просмотр и обсуждение м/ф 1 19 По одежке встречают Комплексное занятие 1 20 Приятного аппетита Практическое занятие 1 21 Я иду в гости Комплексное занятие 1 22 Я встречаю гостей Комплексное занятие 1 Мир людей, которые меня окружают (3 ч) Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности (чуткости, доброты, милосердия, сопереживания) и потребности оказания помощи нуждающимся, обучение умению делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях, воспитание уважения к себе и окружающим 23 Все мы разные Комплексное занятие 1 24 Если бы я был волшебником Занятие -игра 1 25 Подарим радость людям Практическое занятие 1 Люди каких профессий меня окружают ( 4 ч) Цель: знакомство с многообразием профессий, с профессионалами своего дела, воспитание уважения к труду и людям труда 26 Все профессии нужны, все профессии важны Комплексное занятие 1 27 Дело мастера боится Встреча с профессионалом своего дела 1 28 «Город мастеров» Занятие-мастерская 1 29 Я выбираю профессию Игра 1 Мое Отечество (5 ч) Цель: знакомство с родным поселком: его историей, достопримечательностями, жизнью людей, закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, привитие любви к своему селу и воспитание чувства гордости за любимый край 30 Мое любимое село Комплексное занятие 1 31 Мы по улицам идем Пешеходная экскурсия 1 32 Всякому мила своя сторона Комплексное занятие 1 33, 34 Город нашей мечты КТД 1 1. 2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223 Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23