Программа "Я и моё Отечество"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я и моё Отечество»
по социальному направлению
Класса 8б

Учитель Кулакова Татьяна
Николаевна
высшая
квалификационная категория

учебный год 2021-202

Пояснительная записка
Рабочая программа творческого объединения « Познай себя» составлена на
основании требований Закона «Об образовании», Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (ФГОС), на основании Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Программа
«Познаю себя» реализует социальное направление во внеурочной деятельности. Главное
назначение данного курса - формирование представлений о внутреннем мире человека, о
его месте в окружающем мире, приобщение к элементам этики, культуры, права,
осознание младшими школьниками собственного «Я» в жизни.
В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися
приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных
и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности
становится возможным создание уникальной ситуации , способствующей возрастанию
культурообразующей функции образования.
Работа объединения строится на принципах добровольности, активности и
заинтересованности школьников.
Программа рассчитана на 1 год из расчета 1 академический час в неделю (всего 34 часа в
год ) и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для
детей 14-15 лет. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Программа предназначена для учащихся 8 классов и построена с учетом особенностей
взросления.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные
знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку
реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и
способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Познай
себя» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать
человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы
как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы
поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в
настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных
человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое
контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и
убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность
нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа
обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и
развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития
и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние
человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма
нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о
должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.
Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни,
духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип

II.

1.

1.
2.
3.
4.



следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод
нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно
быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку
реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое
отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В
школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую
роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью
собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического
общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и
воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые
ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем
укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,
общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов
и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную,
нравственную силу педагог.
Содержание курса
Цели и задачи
Программа внеурочной деятельности «Познай себя» реализует следующую цель:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное
развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения,
оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами
нравственного самовоспитания.
Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам,
свободам и обязанностям человека.
Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного
поведения.
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по
итогам каждого года обучения по программе «Познай себя» в рамках мониторинговых
процедур, в которых ведущими методами будут:
экспертные суждения родителей;













анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу
личности;
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
самооценочные суждения детей.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
III.
Механизм реализации программы
1. Педагогические средства и формы
 наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных
поступков;
 просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов
кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
 участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации
культурно-досуговых программ;
 участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным,
семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества,
музыкальных вечерах;
 экскурсии, виртуальные путешествия по родному краю;
 участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства,
трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
 знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого
профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
 посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных
мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества,
музейных экспозиций;
 презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
2. Материально-техническая база
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические
ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый
доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер.









В процессе реализации решаются следующие общие задачи:
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата; В области формирования
социальной культуры:
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:











формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Тренинги общения
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Планируемые результаты
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и
ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать
свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление
доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной
деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и
осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и
фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного
поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и
желание их исправить.
ВД Социальное направление 8 класс «Познай себя»
занятия
Тема
Форма организации
Аудиторные
Внеаудиторные
Дата план
Дата факт
Мое здоровье ( 4ч)
Цель: устойчивая внутренняя мотивация детей на здоровый образ жизни
1
Я – часть природы
Комплексное занятие
1

2
Будь здоров на сто годов
Встреча с медицинским работником
1

3
Каковы еда и питье, таково и житье
Мини-спектакль
1

4
Мой режим дня
Практическая работа
1

Моя семья (4 ч)
Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Семья» с опорой на их
жизненный опыт, ознакомление школьников с правами и обязанностями ребенка в семье,
взаимосвязь между членами семьи разных поколений, формирование потребности в
добрых, дружеских взаимоотношениях в семье
5
Моя семья – мое богатство
Комплексное занятие
1

6
Семейные праздники
Устный журнал
1

7
Согласие да лад – в семье клад
Комплексное занятие
1

8
Мои права и обязанности в семье
Встреча с инспектором ИДН
1

Мое окружение (5 ч)
Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Мое окружение» с
опорой на их жизненный опыт, права и обязанности ребенка в школе, доброжелательные
и дружеские отношения в коллективе сверстников как ценность каждого человека
9
Я – ученик. Мои права и обязанности в школе.
Составление Устава класса
1

10
Ученье да труд к славе ведут
Встреча с выпускниками школы
1

11
Мои друзья. Умею ли я дружить?
Комплексное занятие
Анкетирование
1

12
Мои увлечения.
Реклама кружков и секций
1

13
Наши таланты.
Концерт
1

Я познаю себя (4 ч)
Цель: формирование представлений школьников о внутреннем мире человека, его
индивидуальных особенностях, развитие у детей способности к самопознанию,
воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения
14
Что такое психология?
Комплексное занятие
1

15

Как я ощущаю окружающий мир?
Практическое занятие
1

16
Что такое восприятие?
Комплексное занятие
1

17
Зачем нам общаться?
Занятие -игра
1

Я учусь хорошим манерам (5 ч)
Цель: обобщение знаний школьников по теме «Хорошие манеры», формирование у них
представлений об этикете, ознакомление учащихся с правилами хорошего тона, создание
условий для формирования потребности в соблюдении правил этикета
18
Простые правила этикета
Просмотр и обсуждение м/ф
1

19
По одежке встречают
Комплексное занятие
1

20
Приятного аппетита
Практическое занятие
1

21
Я иду в гости
Комплексное занятие
1

22
Я встречаю гостей
Комплексное занятие

1

Мир людей, которые меня окружают (3 ч)
Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности (чуткости,
доброты, милосердия, сопереживания) и потребности оказания помощи нуждающимся,
обучение умению делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях,
воспитание уважения к себе и окружающим
23
Все мы разные
Комплексное занятие
1

24
Если бы я был волшебником
Занятие -игра
1

25
Подарим радость людям
Практическое занятие
1
Люди каких профессий меня окружают ( 4 ч)
Цель: знакомство с многообразием профессий, с профессионалами своего дела,
воспитание уважения к труду и людям труда
26
Все профессии нужны, все профессии важны
Комплексное занятие
1

27
Дело мастера боится
Встреча с профессионалом своего дела
1

28
«Город мастеров»
Занятие-мастерская
1

29
Я выбираю профессию
Игра
1

Мое Отечество (5 ч)
Цель: знакомство с родным поселком: его историей, достопримечательностями, жизнью
людей, закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах,
привитие любви к своему селу и воспитание чувства гордости за любимый край
30
Мое любимое село
Комплексное занятие
1

31
Мы по улицам идем
Пешеходная экскурсия
1
32
Всякому мила своя сторона
Комплексное занятие
1
33, 34
Город нашей мечты
КТД
1

1.
2.

Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание
школьников. - №7.- 2007. – с.17-23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».