МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Киришская средняя общеобразовательная школа № 8» СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР ____________М.В. Расхожева УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «КСОШ № 8» ___________А.Ю.Шлыкова Приказ № -под от « »августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школьная страничка» Возрастная категория: 12 – 17 лет Количество часов: 68 часа Программа разработана: Педагогом дополнительного образования Савиной Ю.А. г. Кириши 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Школьная газета». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности. Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование… В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей. Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание школьной газеты ЗАДАЧИ: 1.Образовательные - повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу - совершенствование и развитие навыков литературного творчества - повышение грамотности 2. Воспитательные - сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы - воспитание информационной культуры - воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции 3. Развивающие - повышение коммуникативных способностей детей - повышение статуса детей в школьном коллективе - развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность Направления деятельности Журналистика Исследовательская деятельность Компьютерные технологии Учащиеся должны знать понятия: 1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция, 2.типы речи, стили речи, 3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность. 4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, … Учащиеся должны уметь: 1.собирать материал, систематизировать его, 2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему, 3.доказывать свою собственную точку зрения, 4.интересоваться мнением других людей, 5.составлять план, 6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах, 7.собирать материал 8.грамотно излагать свои мысли, 9.создавать макет будущего номера 10.редактировать созданный материал ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит 1 раз в четверть в бумажном варианте, либо публикуется на школьном сайте. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 2 раза в неделю по 45 минут. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ •реализация программы на базе школы •подготовка детей к будущей профессиональной деятельности Настоящая программа рассчитана на 1 год: Предлагаемый курс обучения адресован учащимся в возрасте 12-17 лет. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ: 1.свободная творческая дискуссия; 2.ролевые игры; 3.творческих заданий; 4.активные методы формирования системы общения; 5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 15 человек: Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, прессконференциях, творческих конкурсах. КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - умение построить устное и письменное сообщение; - умение работать в различных жанрах публицистического стиля; - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; - самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе. Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игр. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема 1 Вводное занятие. Понятие о школьной газете 2 Из истории журналистики 3 Печатные издания и их роль 4 Текст. Тема и идея текста. 5 Стили речи. Особенности стилей. 6 Газета. Какая она должна быть? 7 Анализ рубрик печатных изданий. 8 Газетная статья- основа газеты 9 Реклама на страницах газеты. 1 Интервью. Что значит взять интервью? 1 Репортаж. Теория (количество часов) 1 Практика (количество часов) Всего 1 1 1 1 1 1 2 3 2 2 4 1 3 4 2 3 5 1 3 4 2 2 4 1 2 3 1 2 3 1 Очерк. Особенности жанра. 1 Создание газетных статей 1 Редактирование текста 2 3 5 3 4 1 3 4 1 Оформление, дизайн газеты 1 Выпуск школьной газеты Итого 8 15 16 26 43 68 11 12 13 1 14 15 16 Содержание программы: 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. 2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика XX века. В.И. Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста. 3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. 4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения. 5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте. Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры. 6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ? Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER) Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты. 7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. 8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. 9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ. Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная. Задание: Создать рекламу самой необычной вещи. 10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»? Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. 11. РЕПОРТАЖ. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. 12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. 13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ. Создание и презентации своих собственных статей. 14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА. Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование). Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора. 15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ. 16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.