Программа "Шаг за шагом к ОГЭ по химии"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

Рассмотрено
на заседании МО учителей
Протокол №

от «

»

201_г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________________
« ____»_______________2021г.

/

Утверждено
Директор МОУ «КСОШ №8»
____________А.Ю.Шлыкова
приказ №_______от_____2021

Рабочая программа
"Шаг за шагом к ОГЭ
по химии"
9 класс
Количество часов: 34 час (1 раз в неделю)
Уровень: базовый
Программа
разработана
учителем высшей
категории
Бабкиной Л.Н.

г. Кириши 2021 г

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна.
Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает
изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9
классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть
использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и
построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к
науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по
всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать
возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом
и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических
технологий.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной
общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.
Основные задачи курса:










изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме
ОГЭ;
формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;
закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным
разделам курса химии основной школы;
развитие навыков самостоятельной работы;
формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для
различных вариативных ситуаций;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска
решений;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия
и добросовестности;
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и
сложные вещества),
- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
- основные виды химической связи,
- типы кристаллических решеток,
- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,

- типологию химических реакций по различным признакам,
- сущность электролитической реакции,
- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в
свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,
- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие
физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные
свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;
алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы;
простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы,
количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность,
степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и
разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы
ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его
смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация
и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных
закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени
окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения
реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции,
определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам
соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической
диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и
зависимость между составом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности;
проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять
результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных
понятий.
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов,
переходные элементы, амфотерность.
Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических
элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических
элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных
теорий.
Распознавать важнейшие катионы и анионы.
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную,
двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру
основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола,
этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки,
жиры и углеводы.
Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное
единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между
составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол,
этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;
в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных
органических веществ, их генетическую связь;
г) распознавать важнейшие органические вещества.




Формы контроля:
текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное
тестирование;
тематический - контрольные работы;
промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ
прошлых лет и демоверсии.
2. Содержание курса «Подготовка к ОГЭ по химии»

Тема 1. Вещество (7 часов)
Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).
Валентность и степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура
неорганических соединений.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в
Периодической системе химических элементов.
Тема 2. Химическая реакция (7 часов)
Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических
веществах (11 часов)
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы
химии (6 часов)
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение
смесей и очистка веществ.

Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных
веществ.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе
или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)
Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№
п/п
1
2
3
4
5

Название разделов, тем
Вещество
Химические реакции
Элементарные основы неорганической химии. Представления об
органических веществах
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные
основы химии
Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы
Итого

Количество
часов
7ч
7ч
11 ч
6ч
3ч
34 ч

Приложение
к рабочей программе
«Подготовка к ОГЭ по химии»
на 2021-2022 учебный год
Календарно - тематическое планирование
«Подготовка к ОГЭ по химии»
на 2021-2022 учебный год

№ Дата урока
п/

Название разделов, тема урока

Корректировка
программы

п

1

2
3

4
5
6

7

По
По
плану факту
Тема 1. Вещество (7 часов)
Строение атома. Строение электронных оболочек
атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений в связи с положением в
Периодической системе химических элементов
Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая)
Валентность и степень окисления химических
элементов
Простые и сложные вещества. Основные классы
неорганических веществ. Номенклатура
неорганических соединений
Контрольное тестирование №1 по теме «Вещество»
Тема 2. Химические реакции (7 часов)

8

9
10
11
12
13

Химическая реакция. Условия и признаки
протекания химических реакций. Химические
уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях
Классификация химических реакций по различным
признакам
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и
солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их
осуществления
Окислительно-восстановительные реакции

Урок – упражнение. Обобщение и систематизация
знаний по теме «Химические реакции»
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических
веществах (11 часов)
15
Химические свойства простых веществ - металлов
14

16
17
18
19

Химические свойства простых веществ неметаллов
Химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных
Химические свойства оснований. Химические
свойства кислот
Химические свойства солей (средних)

Взаимосвязь различных классов неорганических
веществ
21
Первоначальные сведения об органических
веществах. Углеводороды предельные и
непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен
22
Кислородсодержащие органические вещества:
спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые
кислоты (уксусная и стеариновая)
23
Биологически важные вещества: белки, жиры,
углеводы
24
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Элементарные основы неорганической химии.
Представление об органических веществах»
25
Контрольное тестирование №2 по теме
«Элементарные основы неорганической химии.
Представление об органических веществах»
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы
химии (6 часов)
26
Правила безопасной работы в школьной
лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и очистка
веществ.
27
Определение характера среды (раствора кислот и
щелочей) с помощью индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-,
карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные
вещества.
28
Получение газообразных веществ. Качественные
реакции на газообразные вещества (кислород,
водород, углекислый газ, аммиак)
29
Вычисление массовой доли химического элемента в
веществе
30
Вычисления массовой доли растворенного
вещества в растворе. Вычисление количества
вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из
реагентов или продуктов реакции.
31
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии»
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)
20

32

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

33

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

34

Итоговое тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».