Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" Рассмотрено на заседании МО учителей Протокол № от « » 201_г. Согласовано Заместитель директора по УВР __________________________ « ____»_______________2021г. / Утверждено Директор МОУ «КСОШ №8» ____________А.Ю.Шлыкова приказ №_______от_____2021 Рабочая программа "Шаг за шагом к ОГЭ по химии" 9 класс Количество часов: 34 час (1 раз в неделю) Уровень: базовый Программа разработана учителем высшей категории Бабкиной Л.Н. г. Кириши 2021 г 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна. Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает изучение предмета на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы. Основные задачи курса: изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ; формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий; закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы; развитие навыков самостоятельной работы; формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций; развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений; развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности; формирование навыков исследовательской деятельности; формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии Учащиеся должны знать: - основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества), - основные сведения о строении атомов элементов малых периодов, - основные виды химической связи, - типы кристаллических решеток, - факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия, - типологию химических реакций по различным признакам, - сущность электролитической реакции, - названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления, - положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы. Учащиеся должны уметь: Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов; Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами; Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений; Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий. Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность. Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий. Распознавать важнейшие катионы и анионы. Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий. Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии Учащиеся должны знать: а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы. Учащиеся должны уметь: а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза; в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь; г) распознавать важнейшие органические вещества. Формы контроля: текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование; тематический - контрольные работы; промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии. 2. Содержание курса «Подготовка к ОГЭ по химии» Тема 1. Вещество (7 часов) Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая). Валентность и степень окисления химических элементов. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. Тема 2. Химическая реакция (7 часов) Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (11 часов) Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов) Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ. Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа) Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1 2 3 4 5 Название разделов, тем Вещество Химические реакции Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы Итого Количество часов 7ч 7ч 11 ч 6ч 3ч 34 ч Приложение к рабочей программе «Подготовка к ОГЭ по химии» на 2021-2022 учебный год Календарно - тематическое планирование «Подготовка к ОГЭ по химии» на 2021-2022 учебный год № Дата урока п/ Название разделов, тема урока Корректировка программы п 1 2 3 4 5 6 7 По По плану факту Тема 1. Вещество (7 часов) Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая) Валентность и степень окисления химических элементов Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений Контрольное тестирование №1 по теме «Вещество» Тема 2. Химические реакции (7 часов) 8 9 10 11 12 13 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях Классификация химических реакций по различным признакам Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления Окислительно-восстановительные реакции Урок – упражнение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах (11 часов) 15 Химические свойства простых веществ - металлов 14 16 17 18 19 Химические свойства простых веществ неметаллов Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных Химические свойства оснований. Химические свойства кислот Химические свойства солей (средних) Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 21 Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен 22 Кислородсодержащие органические вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) 23 Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы 24 Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах» 25 Контрольное тестирование №2 по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах» Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов) 26 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. 27 Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества. 28 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) 29 Вычисление массовой доли химического элемента в веществе 30 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. 31 Обобщение и систематизация знаний по теме «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии» Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа) 20 32 Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии 33 Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии 34 Итоговое тестирование