Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" Рассмотрено на заседании МО учителей Протокол № от « » 201_г. Согласовано Заместитель директора по УВР __________________________ « ____»_______________2021г. / Утверждено Директор МОУ «КСОШ №8» ____________А.Ю.Шлыкова приказ №_______от_____2021 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ ШАГ ЗА ШАГОМ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ Программа разработана учителем информатики Симановой С. Н. 2021 /2022 уч. год Одна из главных задач курса – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по информатике. В ходе обучения рассматривается максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ОГЭ. Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения курса 2. Содержание курса 3. Тематическое планирование. 1. Планируемые результаты освоения курса Знать/Понимать: виды информационных процессов, примеры источников и при- Формирование представления об основемников информации ных изучаемых понятиях: информация, единицы измерения количества и скорости передачи информа- алгоритм, модель - и их свойствах ции, принцип дискретного (цифрового) представления информации основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструк- Формирование знаний об алгоритмичеций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного ских конструкциях, логических значениях алгоритма и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами: линейной, условной и циклической программный принцип работы компьютера Формирование представления о компьюназначение и функции используемых информационных и ком- тере как универсальном устройстве обрамуникационных технологий ботки информации Уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками симво- Развитие алгоритмического мышления, лов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих необходимого для профессиональной деяобъектов; выполнять и строить простые алгоритмы тельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя оперировать информационными объектами, используя графиче- Развитие основных навыков и умений исский интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты; ар- пользования компьютерных устройств хивировать и разархивировать информацию; пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности ! оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения Формирование умений формализации создавать и использовать различные формы представления ин- и структурирования информации, умения формации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических зада- выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей: табчах); переходить от одного представления данных к другому создавать рисунки, чертежи, графические представления реаль- лицы, схемы, графики, диаграммы - с исного объекта, в частности в процессе проектирования с исполь- пользованием соответствующих прозованием основных операций графических редакторов, учебных граммных средств обработки данных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений создавать записи в базе данных создавать презентации на основе шаблонов искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютер- ных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем) проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм Формирование информационной и алгоритмической культуры, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права 2. Содержание курса Содержание курса представляет самостоятельный модуль. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. Цель курса: Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Задачи курса: 1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике; 2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание); 3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; 4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируется и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные кон- сультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно. Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ГИА. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. 3. Тематическое планирование Планирование составлено согласно тем контрольно - измерительных материалов ГИА по информатике. Тема Часы Задание 1. Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных 4 Задание 2. Уметь декодировать кодовую последовательность 4 Задание 3. Определять истинность составного высказывания 4 Задание 4. Анализировать простейшие модели объектов 4 Задание 5. Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд 4 Задание 6. Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования 4 Задание 7. Знать принципы адресации в сети Интернет 4 Задание 8. Понимать принципы поиска информации в Интернете 4 Задание 9. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем 4 Задание 10. Записывать числа в различных системах счисления 4 Задание 11. Поиск информации в файлах и каталогах компьютера 4 Задание 12. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по 4 некоторому условию Задание 13. Создавать презентации (вариант задания 13.1) 4 Задание 13. создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) 4 Задание 14. Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы 4 Задание 15. Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) 4 Задание 15. Создавать и выполнять программы на универсальном языке программирова- 4 ния (вариант задания 15.2)