Программа "Шаг за шагом к ОГЭ по географии"

Муниципальное образовательное учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа № 8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Шаг за шагом к ОГЭ по географии»

Ступень обучения 9 А класс
Количество часов

34 часа (1 час в неделю)

Педагог дополнительного образования

Пумпур Лариса Ивановна

Программа разработана на
методическом объединении

Киришского района
г. Кириши
2016 год

Рабочая программа
«Шаг за шагом к ОГЭ по географии».
Подготовка к ОГЭ по географии в 9 классах
9 класс-34 часа/ год; 1 час/ неделя

Аннотация к рабочей программе
Полное наименование программы

«Шаг за шагом к ОГЭ по географии» 9 класс (подготовка к ОГЭ)

Дата принятия, утверждения
рабочей программы

Принята МО учителей естественнонаучного цикла 31.08.2020г.

Место учебного предмета в
структуре основной
образовательной программы

Основное общее образование.

Документы, лежащие в основе
составления рабочей программы
Количество часов для реализации
программы

Кружок по географии (подготовка к ГИА): 9 класс –1час в неделю;

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897.
2.

Примерная основная образовательная программа основного
общего образования

Кружок по географии:
9 класс – 1 час в неделю, 34 часа за год.
Итого: 34 часов за 1 год обучения

Учебники и учебные пособия

ОГЭ -2020 география 20 тренировочных вариантов, под редакцией
А.Б.Эртель. Издательство «Легион»2018 год.

Используемые технологии

Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные

Методы и формы оценки
результатов освоения

Не предусмотрены

Основные требования к
результатам освоения дисциплины

Личностные результаты, достигнутые при изучении предмета
географии, должны позволить учащимся сформировать представление
о географии как части общечеловеческой культуры, о значимости
географии в развитии цивилизации и современного общества;
сформировать качества мышления, необходимые для адаптации в
современном информационном
обществе.
Метапредметные результаты, достигнутые при
изучении географии, должны обеспечить развитие представлений о
науке как форме описания и методе познания действительности,
формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для географии и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности.
Предметные результаты отражают необходимый минимум
теоретических знаний и практических умений в объ ме,
предусмотренным ООО , и конкретизированных в кодификаторе
ФИПИ:http://www.fipi.ru(география)

Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной базой, программы внеурочной деятельности, являются:
1.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897.
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации и обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
5. В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на уровне
основного общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи
экзамена форме ОГЭ.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся
к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
(знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков
заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в постепенном освоении учащимися основного содержания
географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором
ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических
работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору
наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных
и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не
просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого
потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы
известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы
образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся,
повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой
мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по
различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки
к единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов
в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные
версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и
элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение
и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные
ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные
ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, е состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и
климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, е взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв
разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные
комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение
суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов,
факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные
ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России.
Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и
основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей
промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых
проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню
подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования.
Знать/понимать:- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования
культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших
сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и
стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические
зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Название темы
Географические особенности природы и народов Земли
Географическое положение России
Особенности природы России
Определение поясного времени
Природные ресурсы, их использование и охрана
Особенности населения России
Территориальная обеспеченность ресурсами
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами
Географические явления и процессы в геосферах
Разные территории Земли: анализ карты
Геоэкологические проблемы
Причины возникновения геоэкологических проблем
Существенные признаки географических объектов и явлений
Географические координаты
Расстояние на карте
Направление на карте
Разные территории Земли: анализ карт
Географические объекты и явления
Географические объекты и явления
Чтение карт различного содержания
Чтение карт различного содержания
Географические следствия движений Земли
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами
Отрасли хозяйства России, особенности размещения
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России
Географические явления и процессы в геосферах
Анализ информации о разных территориях Земли
Выявление эмпирических зависимостей
Географические явления и процессы в геосферах
Выявление признаков географических объектов и явлений
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».