Муниципальное образовательное учреждение «Киришская средняя общеобразовательная школа № 8» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Шаг за шагом к ОГЭ по географии» Ступень обучения 9 А класс Количество часов 34 часа (1 час в неделю) Педагог дополнительного образования Пумпур Лариса Ивановна Программа разработана на методическом объединении Киришского района г. Кириши 2016 год Рабочая программа «Шаг за шагом к ОГЭ по географии». Подготовка к ОГЭ по географии в 9 классах 9 класс-34 часа/ год; 1 час/ неделя Аннотация к рабочей программе Полное наименование программы «Шаг за шагом к ОГЭ по географии» 9 класс (подготовка к ОГЭ) Дата принятия, утверждения рабочей программы Принята МО учителей естественнонаучного цикла 31.08.2020г. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы Основное общее образование. Документы, лежащие в основе составления рабочей программы Количество часов для реализации программы Кружок по географии (подготовка к ГИА): 9 класс –1час в неделю; 1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897. 2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Кружок по географии: 9 класс – 1 час в неделю, 34 часа за год. Итого: 34 часов за 1 год обучения Учебники и учебные пособия ОГЭ -2020 география 20 тренировочных вариантов, под редакцией А.Б.Эртель. Издательство «Легион»2018 год. Используемые технологии Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные Методы и формы оценки результатов освоения Не предусмотрены Основные требования к результатам освоения дисциплины Личностные результаты, достигнутые при изучении предмета географии, должны позволить учащимся сформировать представление о географии как части общечеловеческой культуры, о значимости географии в развитии цивилизации и современного общества; сформировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе. Метапредметные результаты, достигнутые при изучении географии, должны обеспечить развитие представлений о науке как форме описания и методе познания действительности, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для географии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. Предметные результаты отражают необходимый минимум теоретических знаний и практических умений в объ ме, предусмотренным ООО , и конкретизированных в кодификаторе ФИПИ:http://www.fipi.ru(география) Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной базой, программы внеурочной деятельности, являются: 1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897. 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. Программы развития и формирования универсальных учебных действий. 4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. 5. В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена форме ОГЭ. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю. Программа курса выстроена в постепенном освоении учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Введение. Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Освоение основных разделов курса 1. Источники географической информации: Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). 2. Природа Земли и человек: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, е состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, е взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. 3. Материки, океаны, народы и страны: Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии 4. Природопользование и геоэкология: Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере 5. География России: Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административнотерриториальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт. Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по географии Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Знать/понимать:- основные географические понятия и термины; - различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - результаты выдающихся географических открытий и путешествий; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека; - географическую зональность и поясность; - географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Уметь: - определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; - выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; - описывать существенные признаки географических объектов и явлений; - объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - составлять краткую географическую характеристику разных территорий; - приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; - находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения поясного времени; - чтения карт различного содержания; - решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Название темы Географические особенности природы и народов Земли Географическое положение России Особенности природы России Определение поясного времени Природные ресурсы, их использование и охрана Особенности населения России Территориальная обеспеченность ресурсами Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами Географические явления и процессы в геосферах Разные территории Земли: анализ карты Геоэкологические проблемы Причины возникновения геоэкологических проблем Существенные признаки географических объектов и явлений Географические координаты Расстояние на карте Направление на карте Разные территории Земли: анализ карт Географические объекты и явления Географические объекты и явления Чтение карт различного содержания Чтение карт различного содержания Географические следствия движений Земли Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами Отрасли хозяйства России, особенности размещения Особенности природно-хозяйственных зон и районов России Географические явления и процессы в геосферах Анализ информации о разных территориях Земли Выявление эмпирических зависимостей Географические явления и процессы в геосферах Выявление признаков географических объектов и явлений Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1