Программа данного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. В 2022 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий. Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2022 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет (до 2021 г.). В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы. В отличие от бланковой модели экзамена, в 2022 г. выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 29. Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ представлено в таблице: Макси- Процент максимального первичного балла за мальный выполнение заданий данного первич- раздела от максимального ный балл первичного балла за всю работу, равного 30 2 2 7 2 2 7 1 1 3 6 6 20 Коли№№ Содержательные разделы чество заданий 1 Информация и её кодирование 2 Моделирование и компьютерный эксперимент 3 Системы счисления Логика и алгоритмы 4 Элементы теории 5 алгоритмов 2 2 7 6 Программирование 7 10 34 1 1 3 4 4 12 2 2 Архитектура компьютеров 7 и компьютерных сетей Обработка числовой информации 8 Технологии поиска и 9 хранения информации Итого 7 27 30 100 КИМ содержат 11 заданий базового уровня сложности, 11 заданий повышенного уровня и 5 задания высокого уровня сложности. Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60–90. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня – 40–60. Предполагаемый процент выполнения заданий высокого уровня – менее 40. В КИМ заданиями базового и повышенного уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на базовом уровне: владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; владение компьютерными средствами представления и анализа данных. В КИМ заданиями повышенного и высокого уровней сложности проверяется достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на профильном уровне: владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов. Нижеперечисленные предметные результаты освоения основной образовательной программы вследствие специфики формата государственного экзамена проверяются косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических заданий по различным темам предмета. Таким образом, в КИМ по информатике и ИКТ проверяется достижение следующих предметных результатов базового и профильного уровней освоения основной образовательной программы: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет - приложений; сформированность систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики. В КИМ проверяются следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №№ Кол-во занятия часов 1 1 Тема занятия №№ задания Введение в предмет. 1.1. ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. 1.2. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. 1.3. Виды тестовых заданий. 1.4. Структура и содержание КИМ по информатике. 2-3 2 Системы счисления (с/с). 14 2.1. Позиционные и непозиционные с/с. Состав числа. Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно. 2.2. Дружественные с/с и перевод между ними. 2.3. Арифметические действия в различных с/с. 2.4. Практическая часть: Разбор задания №14. 4-7 4 Информация. 4, 7, 8, 11 3.1. Единицы и методы измерения информации. 3.2. Алфавитный и содержательный подход к измерению информации. 3.3. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. 3.5. Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11. 8-10 3 Алгебра логики. 4.1. Основные функции алгебры логики. 4.2. Построение и преобразование логических выражений. 2, 15 4.3. Законы логики. Упрощение логических высказываний. 4.4. Построение таблиц истинности. 4.5. Решение логических уравнений. 4.6. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 2, 15, 19. 11-15 5 Информационные технологии. 5.1. Моделирование. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами. 1, 3, 9, 10, 13, 17 5.2. Основные понятия реляционных баз данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных. 5.3. Файловая система организации данных. 5.4. Технология обработки информации в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Копирование формул в электронных таблицах. 5.5. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17. 16-19 4 Алгоритмизация. 6.1. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. 5, 6, 12, 16, 17, 19, 20, 21, 23 6.2. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. 6.3. Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд. 6.4. Выполнение и анализ простых алгоритмов. 6.5. Алгоритмические конструкции. 6.6. Построение алгоритмов для исполнителей. 6.7. Теория игр. Построение деревьев игры. 6.8. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24. 20-30 11 Основы программирования. 6, 16, 17, 18, 22, 24, 25, 26, 7.1. Основные конструкции языка программирования, понятия 27 переменной, оператора присваивания. 7.2. Линейная конструкция. Написание и отладка программ. 7.3. Условная конструкция. Полная и не полная условная конструкция. 7.4. Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. 7.5. Массивы в программировании. Базовые алгоритмы работы с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, обработка). 7.6. Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов. 7.7. Трассировка и отладка программ. Основные требования к написанию программ на экзамене. 7.8. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. 7.9. Символьный и строковый формат данных. 7.10. Решение задач с числовыми и символьными типами данных. 7.11. Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности. 7.12. Практическая часть: Разбор заданий из демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27. 31-34 5 Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 127). 1-27 8.1. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов (итоговый контроль). 8.2. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27. 8.3. Пробный ЕГЭ по информатике на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго этапа обучения. Список рекомендуемой литературы: 1. "Информатика. ЕГЭ. Тренировочные задания" / Самылкина Н.Н., Островская Е.М."; 2. "Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. 20 тренировочных вариантов" / Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю.; 3. "ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания" / Крылов С.С., Ушаков Д.М.; 4. "Информатика 11 класс (учебник)" / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 5. "Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2ч." / Поляков К.Ю., Еремин Е.А.; "Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса" / Поляков К.Ю., Еремин Е.А.; 6. 7. "Информатика. Углубленный уровень" / Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М., под ред. Кузнецова А.А. Ресурсы Интернет: URL: http://www.fipi.ru/ - Официальный сайт Федерального института педагогических измерений; URL: http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого государственного экзамен; URL: http:/edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»; URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал; URL: http://www.egeinfo.ru/ - Все о ЕГЭ; URL: http://www.gosekzamen.ru/ - Российский образовательный портал Госэкзамен.ру; http://Дистанционное-обучение.net. https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm на сайте К.Ю. Полякова