Программа "Шаг за шагом к ЕГЭ по информатике"

Программа данного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию
знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
В 2022 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило
включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка
программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными
таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего
количества заданий.
Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет
(экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи
экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2022 г.
является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет (до 2021 г.). В заданиях этой
линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности
компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при
сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа
соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.
В отличие от бланковой модели экзамена, в 2022 г. выполнение заданий по
программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++, Java,
C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в
заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех
заданий экзаменационной работы, – 29.
Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования (базовый и профильный уровни).

Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ представлено в таблице:

Макси-

Процент максимального
первичного балла за

мальный

выполнение заданий данного

первич-

раздела от максимального

ный балл

первичного балла за всю
работу, равного 30

2

2

7

2

2

7

1

1

3

6

6

20

Коли№№

Содержательные разделы

чество
заданий

1

Информация и её
кодирование

2

Моделирование и
компьютерный
эксперимент

3

Системы счисления

Логика и алгоритмы
4

Элементы теории
5

алгоритмов

2

2

7

6

Программирование

7

10

34

1

1

3

4

4

12

2

2

Архитектура компьютеров

7

и компьютерных сетей
Обработка числовой
информации

8

Технологии поиска и
9

хранения информации
Итого

7
27

30

100

КИМ содержат 11 заданий базового уровня сложности, 11 заданий повышенного уровня и 5
задания высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60–90. Предполагаемый
процент выполнения заданий повышенного уровня – 40–60. Предполагаемый процент
выполнения заданий высокого уровня – менее 40.

В КИМ заданиями базового и повышенного уровней сложности проверяется достижение
следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на
базовом уровне:


владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных
конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием
таблиц;



владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной специализации;



владение компьютерными средствами представления и анализа данных.

В КИМ заданиями повышенного и высокого уровней сложности проверяется достижение
следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы на
профильном уровне:


владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;



владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из
нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать
основные управляющие конструкции;



владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и документирования программ;



сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;



умение строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы;



владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и
работы с ними;



владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей,
проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью
компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования
реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов
и процессов.

Нижеперечисленные предметные результаты освоения основной образовательной
программы вследствие специфики формата государственного экзамена проверяются
косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий,
размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических заданий по
различным темам предмета. Таким образом, в КИМ по информатике и ИКТ проверяется
достижение следующих предметных результатов базового и профильного уровней освоения
основной образовательной программы:


сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;



владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;



владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;



сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о
способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и
средствах доступа к ним, умений работать с ними;



сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;



сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных
сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств
ИКТ;



сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет - приложений;



сформированность систематизации знаний, относящихся к математическим объектам
информатики.

В КИМ проверяются следующие метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы:


умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;



владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;



готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ Кол-во
занятия часов
1

1

Тема занятия

№№ задания

Введение в предмет.
1.1. ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных
достижений выпускников.
1.2. Особенности проведения ЕГЭ по информатике.
1.3. Виды тестовых заданий.
1.4. Структура и содержание КИМ по информатике.

2-3

2

Системы счисления (с/с).

14

2.1. Позиционные и непозиционные с/с. Состав числа.
Перевод из десятичной с/с в любую другую и обратно.
2.2. Дружественные с/с и перевод между ними.
2.3. Арифметические действия в различных с/с.
2.4. Практическая часть: Разбор задания №14.
4-7

4

Информация.

4, 7, 8, 11

3.1. Единицы и методы измерения информации.
3.2. Алфавитный и содержательный подход к измерению
информации.
3.3. Кодирование текстовой, графической и звуковой
информации.
3.5. Практическая часть: Разбор заданий № 4, 7, 8, 11.
8-10

3

Алгебра логики.
4.1. Основные функции алгебры логики.
4.2. Построение и преобразование логических выражений.

2, 15

4.3. Законы логики. Упрощение логических высказываний.
4.4. Построение таблиц истинности.
4.5. Решение логических уравнений.
4.6. Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов № 2, 15, 19.
11-15

5

Информационные технологии.
5.1. Моделирование. Умение представлять и считывать
данные в разных типах информационных моделей (схемы,
карты, таблицы, графики и формулы). Работа с графами.

1, 3, 9, 10, 13,
17

5.2. Основные понятия реляционных баз данных: запись,
поле, тип поля, главный ключ. Технологии поиска и хранения
информации. Базы данных.
5.3. Файловая система организации данных.
5.4. Технология обработки информации в электронных
таблицах. Абсолютная и относительная адресация.
Копирование формул в электронных таблицах.
5.5. Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10, 13, 17.
16-19

4

Алгоритмизация.
6.1. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка
информации.

5, 6, 12,
16, 17, 19, 20,
21, 23

6.2. Формальное исполнение алгоритма, записанного на
естественном языке.
6.3. Линейные алгоритмы для формального исполнителя с
ограниченным набором команд.
6.4. Выполнение и анализ простых алгоритмов.
6.5. Алгоритмические конструкции.
6.6. Построение алгоритмов для исполнителей.
6.7. Теория игр. Построение деревьев игры.
6.8. Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов № 5, 6, 12, 17, 19, 20, 21, 23,24.
20-30

11

Основы программирования.

6, 16, 17, 18,
22, 24, 25, 26,
7.1. Основные конструкции языка программирования, понятия
27
переменной, оператора присваивания.
7.2. Линейная конструкция. Написание и отладка программ.
7.3. Условная конструкция. Полная и не полная условная
конструкция.
7.4. Циклическая конструкция. Цикл с заданным числом
повторов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.
7.5. Массивы в программировании. Базовые алгоритмы
работы с массивами (заполнение, считывание, поиск,
сортировка, обработка).
7.6. Алгоритмы обработки одномерных и двумерных

массивов.
7.7. Трассировка и отладка программ. Основные требования к
написанию программ на экзамене.
7.8. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
7.9. Символьный и строковый формат данных.
7.10. Решение задач с числовыми и символьными типами
данных.
7.11. Типовые алгоритмы и методики написания программ
средней и высокой сложности.
7.12. Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов № 6, 16, 17, 18, 22, 25, 26, 27.
31-34

5

Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 127).

1-27

8.1. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором
результатов (итоговый контроль).
8.2. Отработка заданий ЕГЭ по информатике: 1-27.
8.3. Пробный ЕГЭ по информатике на бланках Федерального
Центра Тестирования в конце второго этапа обучения.

Список рекомендуемой литературы:
1.

"Информатика. ЕГЭ. Тренировочные задания" / Самылкина Н.Н., Островская Е.М.";

2.

"Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. 20 тренировочных вариантов" / Евич Л.Н.,
Кулабухов С.Ю.;

3.

"ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания" / Крылов С.С., Ушаков Д.М.;

4.

"Информатика 11 класс (учебник)" / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

5.

"Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2ч." / Поляков К.Ю.,
Еремин Е.А.;
"Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса" / Поляков К.Ю., Еремин
Е.А.;

6.
7.

"Информатика. Углубленный уровень" / Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М., под ред.
Кузнецова А.А.

Ресурсы Интернет:










URL: http://www.fipi.ru/ - Официальный сайт Федерального института
педагогических измерений;
URL: http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого
государственного экзамен;
URL: http:/edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»;
URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал;
URL: http://www.egeinfo.ru/ - Все о ЕГЭ;
URL: http://www.gosekzamen.ru/ - Российский образовательный портал
Госэкзамен.ру;
http://Дистанционное-обучение.net.
https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm на сайте К.Ю. Полякова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».