МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Киришская средняя общеобразовательная школа № 8» СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________О. В. Куляка УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «КСОШ № 8» ___________Е. А. Королева Приказ № от «» сентября 2020 г. Рабочая программа кружка «Фом-мастерица» Ступень обучения: внеурочная деятельность, 5 - 7 классы Количество часов: 68 часов Программа разработана учителем технологии Шмелевой А. С. г. Кириши 2020 г. Содержание Аннотация……………………………………………………………………..3 Пояснительная записка………………..………………..………………..…...5 Учебно-тематический план…………..………………..………………..….......9 Содержание программы………………..…………………..………………......10 Список литературы …………………………………………………………....12 2 Аннотация Рабочая программа кружка «Фом-мастерица» имеет дизайнерскую направленность, которая является важным направлением в развитии дизайнерских способностей школьников. Программа предполагает развитие у обучающихся эстетического вкуса и дизайнерского потенциала посредством применения в обучении исследовательской и проектной деятельности, а также при использовании в обучении электронных образовательных ресурсов. Рабочая программа кружка «Фом-мастерица» разработана с учетом познавательных потребностей и возрастных особенностей школьников 11-13 лет. Программа нацелена дизайнерское и творческое развитие учащихся и построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», то есть на основе поэтапного усложнения техники изготовления изделий. Программа кружка рассчитана на 68 часов с занятиями по 2 часа в неделю. Оптимальное количество учащихся на занятии 8-10 человек. Набор будет основан на желании школьников заниматься изготовлением дизайнерских композиций, украшений и предметов интерьера своими руками, в виде практических занятий в исследовательской и проектной форме. Новизной постепенно программы набирающие кружка «Фом-мастерица» популярность материалы будет и являться инструменты, используемые в процессе работы, а также использование для обучения электронных образовательных ресурсов. Идея данной программы — создание комфортной среды для объединения школьников, направленной на развитие дизайнерского потенциала учащихся и их самореализации. Цель программы: развитие дизайнерских способностей учащихся, желающих совершенствоваться в этой сфере, проявлять собственные и неповторимые черты, в процессе изготовления изделий из фоамирана. Задачи программы: Обучающие: 3 – научить планировать свою работу; – научить приемам и технологии изготовления композиций из фоамирана; – научить изучать свойства различных материалов; – научить приемам самостоятельной разработки изделий и композиций; – обучить основам выполнения исследовательской деятельности; – обучить основам выполнения творческих проектов; – научить применять в исследовании информационные ресурсы. Развивающие: – развивать художественно-эстетический вкус и реализовывать дизайнерский потенциал; – развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; – развивать креативность учащихся, образное мышление и воображение; – создавать условия к саморазвитию учащихся; – развивать способность к исследованию; – развивать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; – развивать умения проектной работы; – развивать способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; – развивать способность пользования электронными образовательными ресурсами. Воспитательные: – воспитывать аккуратность и уважение к труду; – формировать чувства коллективизма; – воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. 4 Пояснительная записка Важнейшей функцией сегодняшнего образования является развитие творческого потенциала школьников, ведь того требуют изменения в характере современного образования, они все больше нацеливают учащихся на творческую инициативу, креативное мышление, умение продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, что обусловлено потребностями сегодняшней жизни и запросами постепенно прогрессирующего рынка труда. Одной из самых благоприятных видов деятельности является дизайнерская сфера, способствующая освоению закономерностей эстетики, функциональности, гармонизации предметной среды, неспроста ученые уделяли этой области особое внимание. Дизайнерские способности являются интеграцией конструкторской, изобразительной деятельности технической человека, и художественно- направленной на создание гармоничных и функциональных объектов. Развитие дизайнерских способностей целесообразно осуществлять в подростковом возрасте учащихся, но требуется осуществлять баланс между взаимодействием психологических особенностей подростков и педагогическими методами обучения. Развитие данных способностей у подрастающего поколения зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности, ведь именно учитель может вдохновить учащегося на развитие творческого начала. Ввиду определенных особенностей школьных уроков технологии, содержания дизайнерской деятельности в программе недостаточно, также нет возможности раскрытия каждого школьника, с учетом особенностей подростков. Приоритетным решением проблемы развития дизайнерских способностей нуждающихся в этом школьников может быть внеурочная деятельность. В современных условиях именно она выступает мощным средством обогащения личности обучающихся. В связи с этим, учащиеся, 5 начавшие постигать свой дизайнерский потенциал на уроках технологии в школе, могут обогатить его в обучении в кружковой деятельности. Помочь активизировать развитие дизайнерских способностей подростков может позволить включение в обучение таких эффективных методов обучения, как метод проектов и исследовательский метод. Ввиду того, что для успешного развития дизайнерских способностей необходимо овладеть знаниями и умениями в области основ дизайна и композиции, эффективным решением станет создание кружка для школьников по проектированию и изготовлению интерьерных изделий и композиций. Дополнительным условием успешного и полноценного развития способностей является включение подрастающего поколения в самые разные, новые и интересные виды творческой деятельности. В нашем кружке «Фом-мастерица» основным направлением работы с учащимися является изготовление изделий из фоамирана. Слово «Фом» показывает направленность кружка, так как это краткое название фоамирана. Вторая часть названия – «Мастерица» показывает, что те, кто будут проходить обучение в данном кружке, достигнут уровня мастеров дизайна в работе с фоамираном. Работа с данным материалом будет способствовать воспитанию эстетической культуры, раскрытию индивидуальности, развитию способности чувствовать прекрасное и раскрытию дизайнерского потенциала обучающихся. Фоамиран используется в различных видах рукоделия: при создании цветов из фоамирана, в декорировании, в аппликациях, в создании кукол и игрушек. Он пластичен, при воздействии тепла его пластичность увеличивается. Материал не токсичен, поэтому широко используется для занятий с детьми. Кроме того, торговая сеть предлагает большое цветовое разнообразие материала, а для того, чтобы придать фоамирану необходимый оттенок, пользуются пастелью или акриловыми красками. Принципы, лежащие в основе программы: 6 – доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); – наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов, применение электронных образовательных ресурсов). – принцип «от простого к сложному» (поэтапное усложнение техники изготовления изделий, от простых работ до, завершающей учебный год, индивидуальной творческой работы). Формы и методы занятий: В процессе занятий используются различные формы работы: комбинированные и практические занятия; исследовательская деятельность, проектная деятельность. А также различные методы: – наглядный - мультимедийные материалы, электронные образовательные ресурсы, иллюстрации и др.; – исследовательский – участие в поиске, проведении исследования, решение поставленных задач; – проектный - участие в проектной деятельности, разработка и выполнение собственного проекта; – объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию. Проверка усвоения программы и уровня развития дизайнерских способностей будет производиться в форме входной и выходной диагностики, а также в виде участия в выставках. Ожидаемые результаты: – научатся приемам работы с фоамираном, с учетом его свойств и видов; – овладеют приемами изготовления изделий из фома; – научатся пользоваться инструментами для фом-флористики и создания фом-игрушки; – научатся приемам работы с полимерной глиной; – научатся планировать порядок рабочих операций; 7 – научатся следовать устным инструкциям, проектировать шаблоны для изделий, зарисовывать эскизы; – овладеют приемами исследовательской деятельности; – разовьют умения в области проектной деятельности; – научатся создавать дизайнерские композиции; – получат знания о месте дизайна в жизни человека; – разовьют внимание, креативное мышление, пространственное воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус и дизайнерские способности; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут умение работать в коллективе; – разовьют умение постоянно контролировать свою работу и адекватно ее оценивать. Формы подведения итогов реализации программы: – Участие в выставках работ; – Участие в конкурсах; – Творческий отчет руководителя кружка. 8 Учебно-тематический план Таблица 1– Учебно-тематическое планирование 2 Сентябрь № Месяц Тема занятия те мы 1 Вводное занятие. Чайная роза (иранский, вайнеры) Чайная роза (иранский, вайнеры) Кол-во Кол-во часов часов теории практики 1,5 0,5 0 2 0,5 3,5 0 4 Листья орхидеи фаленопсис из фоамирана, бутоны из полимерной глиной 0,5 1,5 8 Сборка орхидеи фаленопсис 0,5 1,5 916 Творческий групповой проект по изготовлению конкурсной работы 3 13 Полевые цветы из фоамирана (ромашки, колокольчики, анютины глазки, васильки, зелень) акриловые краски 0,5 5,5 Подарок для мамы на 8 марта из фоамирана (оформление композиции из полевых цветов) 0,5 1,5 Кукла из фоамирана (одежда) (Работа с полимерной глиной – голова, руки/ноги) 0,5 3,5 23 Сборка куклы 0,5 1,5 2426 Комнатные растения - Фиалка из фоамирана 0,5 5,5 Роза на стебле с листьями из фоамирана 0,5 5,5 3-4 Комнатные растения - Орхидея фаленопсис из фоамирана Ноябрь Декабрь Январь 1719 Октябрь 5-6 7 Ап Март рел ь Ма й 2729 Февраль 20 2122 Групповая работа по изготовлению подарочной композиции для учителей 9 3032 33 Эустома и эвкалипт из фоамирана 0,5 5,5 Сборка композиции из роз, эустомы, эвкалипта 0,5 1,5 34 Итоговое занятие (оформление выставки) 0 2 10,5 57,5 Итого: Содержание программы - Тема №1 «Вводное занятие. Чайная роза» Теоретические материалами, сведения: организационные инструментами для вопросы; работы; знакомство инструктаж по с технике безопасности при работе с инструментами. Техника работы с молдами; техника работы с утюгом; техника тонирования фоамирана сухой пастелью; основы цветоделия – чайная роза. Практическая работа: знакомство с материалами, инструментами для работы, вырезание деталей по выкройкам. - Тема №2 «Чайная роза» Практическая работа: изготовление простой розы из фоамирана с применением вайнеров из зефирного фоамирана и при помощи шаблонов из иранского фоамирана. - Тема №3-4 «Групповая работа по изготовлению подарочной композиции для учителей» Теоретические сведения: основы композиции; правила сочетания цвета; технология сочетания сорта цветов при создании композиции; техника работы с фоамираном разной толщины, вырезание деталей по выкройкам; придание деталям формы на утюге, техника тонирования фоамирана. Практическая работа: изготовление групповой работы из фоамирана. - Тема №5-6 «Комнатные растения - Орхидея фаленопсис из фоамирана» Теоретические сведения: техника изготовления орхидеи фаленопсис с применением вайнеров из зефирного фоамирана и при помощи шаблонов из иранского фоамирана; основы цветоделия – орхидея, техника тонировки. 10 Практическая работа: изготовление цветов орхидеи, тонировка. - Тема №7 «Листья орхидеи фаленопсис из фоамирана, бутоны из полимерной глиной» Теоретические сведения: техника изготовления листьев орхидеи с применением молда и губки; работы с полимерной глиной, изготовления изделий из полимерной глины; техника тонирования листьев и бутонов; техника покрытия фоамирана акриловыми красками и лаком. Практическая работа: изготовление листьев орхидеи, окрашивание и покрытие лаком, бутонов из полимерной глиной. - Тема №8 «Сборка орхидеи фаленопсис» Теоретические сведения: техника работы с проволокой для фоамирана; правила работы с гипсом; правила сборки орхидеи фаленопсис. Практическая работа: сборка ветки орхидеи; оформление изделия в маленькую вазу, в горшок с использованием гипса. - Тема №9 - №16 «Творческий групповой проект по изготовлению конкурсной работы» Теоретические сведения: определение проблемы, постановка задач; значение подарков в праздники Рождества и Нового года; понятия декоративного оформления изделия; основы композиции, ее значение; определение требований к работе и анализ аналогов, составление плана по разработке проектируемого изделия, оценка выполненной проектной групповой работы. Практическая работа: выполнение групповой работы на конкурс. - Тема №17 - №19 «Полевые цветы из фоамирана (ромашки, колокольчики, анютины глазки, васильки, зелень) акриловые краски» - Тема №21 «Листья орхидеи фаленопсис из фоамирана» - Тема №22 «Садовые пионы из фоамирана» Теоретические сведения: техника пользования молдами пиона; основы цветоделия – пион. Практическая работа: изготовление цветов пиона, тонировка. - Тема №23 «Изготовление бутонов и листьев пиона из фоамирана» 11 Теоретические сведения: основы цветоделия – пион. Практическая работа: изготовление бутонов и листьев пиона. - Тема №24 «Подарок для мамы к 8 марта из фоамирана» Практическая работа: сборка пиона с листьями и стеблем; оформление работы «ваза с пионом» - Тема №25 - №28 «Кукла из фоамирана» Теоретические сведения: техника работы с фоамираном разной толщины; вырезание деталей по выкройкам; правила придания деталям формы на утюге; техника изготовления деталей из пенопласта и полимерной глины. Практическая работа: изготовление куклы. - Тема №29 - №33 «Изготовление индивидуальной итоговой композиции для выставки» Практическая работа: изготовление индивидуальной итоговой интерьерной флористической композиции из фоамирана, с учетом полученных знаний и умений в области дизайна, проектирования композиции, цветоделия, изготовлении кукол. - Тема №34 «Итоговое занятие» - завершающее занятие, оформление выставки работ, подведение итогов работы за год. Список литературы для педагога 1. Герасимов Б. «Радар «Сокол» // Мир дизайна. – 1999 №3 2. Максимова Е.В. Развитие творческих способностей детей/Е. В. Максимова // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - №2 3. Психолого-педагогические аспекты одарённости: проблемы, перспективы, развитие / г. Старый Оскол, 2016 г. 4. Раджапова З.Т. Развитие дизайнерских способностей учащихся на уроках прикладного искусства / З.Т. Раджапова // Молодой ученый. -2012 -№1. -Т.2 Список литературы, рекомендованной для обучающихся 1. Кислинская О. Цветы и композиции из фоамирана, 2015 г. 2. Крэков Д. Лепим из полимерной глины, 2005 г. 12 3. Семенова А. Цветы из фоамирана, 2016 г. 4. Холт С. Изделия из глины полимерной, 2008 г. 5. Чернобаева Л. М. Цветы из фоамирана, 2015 г. 13