Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по курсу "Шаг за шагом к ОГЭ по
обществознанию" составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
на основе сборника «Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор»: пособие для учителя «Подготовка к ОГЭ» О.В. Клименкова,
Н.Н.Семке-М: Просвещение-2013г.
Данный курс общеинтеллектуального направления. Он рассчитан на
преподавание в 9 классе основной школы, предназначен для занятий с детьми
14 - 16 лет, напрвлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к
обществознанию.
Актуальность данной программы состоит в важности превращения ОГЭ в
одну из основных форм аттестации учащихся 9-х классов; оказывая серьезное
влияние на весь учебный процесс. Подготовка к ОГЭ по обществознанию
становится одной из главных задач учебных занятий
в 9 классах.
Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основной
успешной сдачи ОГЭ.
Режим занятий: программа "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию"
рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Занятия проходят один раз в неделю. Данная программа рассчитана на
проведение теоретических и практических занятий.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся
основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а
именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии,
права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко
представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции,
переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной
дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии
(этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии
и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер,
институтов и общественных процессов.
Цель программы: подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через
актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
сформировать положительное отношение к процедуре контроля
экзамена;
сформировать представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету;
назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
формирование и закрепление системы научных (логических и
образных) знаний и представлений по предмету обществознание;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности
и о социальных институтах, о формах регулирования общественных
отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина
Ожидаемые результаты освоения программы
"Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
- Личностными результатами изучения факультатива являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не
только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества,
в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры,
основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и
согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
- Метапредметные результаты изучения факультатива: умении
сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать
реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности
и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять
познавательные и практические задания.
- Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для
школьного обществознания; относительно целостное представление об
обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную
социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения.
Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации
программы "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" в 9 классе.
Лекции, практические занятия, проверка степени овладения учащимися
знаниями методов выполнения устных, письменных заданий.
Календарно-тематическое планирование
"Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" (34 часа)
№
Тема занятия
Колво часов
Форма контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
Вводное занятие
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальная сфера
Раздел 4. Сфера политики и социального управления
Раздел 5. Право
Раздел 6. Сфера духовной культуры
Тестирование в форме ОГЭ
Итого:
1
5
6
5
5
5
5
2
34 часа.
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
Содержание программы.
Введение 1 час.
Основные задачи и требования курса, краткое освещение содержания,
изменения структуры и содержания КИМ. Кодификатор. Спецификация.
Раздел 1. Человек и общество. 5 часов.
Общество сложная динамическая развивающая система. Общество и
природа. Общество и культура. Сферы общества.
Раздел 2. Экономика. 6 часов.
Экономика – наука и хозяйство. Экономические системы. Многообразие
рынков. Рынок труда. Безработица. Обмен. Торговля.
Раздел 3. Социальная сфера. 5 часов.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные
группы и их классификации. Социальный статус. Социальные нормы. Семья
и брак как социальные институты.
Раздел 4. Сфера политики и социального управления. 5 часов.
Власть, её происхождение и виды. Политическая система её структура и
функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат.
Избирательные системы.
Раздел 5. Право. 5 часов
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли,
институты, нормы. Конституция РФ, Правонарушения. Правовые основы
брака и семьи
Раздел 6. Сфера духовной культуры. 5 часов.
Культура и духовная жизнь. Формы культуры: народная, массовая и
элитарная культура. Средства массовой информации. Искусство и его
формы. Наука образование.
Раздел 7. Итоговое повторение 2 часа.
Тестирование в форме ОГЭ.
№
п/п
Календарно тематическое планирование
"Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" (34 часа)
Содержание материала.
Часы
Плановые сроки
учебного
прохождения.
времени.
План.
Факт.
1.
Введение. Основные задачи и
1
09.09
09.09
требования курса, краткое
освещение содержания,
изменения структуры и
содержания КИМ. Кодификатор.
Спецификация.
Раздел 1. Человек и общество. 5 часов.
2.
Общество сложная
динамическая развивающая
система.
1
16.09
16.09
3.
Общество и природа.
1
23.09
23.09
4.
Общество и культура.
1
30.09
30.09
5.
Сферы общества.
1
07.10
07.10
6.
Тематический контроль
тестирование
1
14.10
14.10
7.
Раздел 2. Экономика. 6 часов.
Экономика – наука и хозяйство.
1
21.10
21.10
8.
Экономические системы
1
11.11
9.
Многообразие рынков
1
18.11
10.
Рынок труда. Безработица.
1
25.11
11.
Обмен. Торговля.
1
02.12
12.
Тематический контроль
тестирование
1
09.12
Раздел 3. Социальная сфера. 5 часов.
13.
Социальное взаимодействие и
общественные отношения.
1
16.12
14.
Социальные группы и их
классификации.
1
23.12
15.
Социальный статус.
Социальные нормы.
1
13.01
16.
Семья и брак как социальные
институты.
1
20.01
17.
Тематический контроль
тестирование
1
27.01
Раздел 4. Сфера политики и социального управления. 5 часов.
18.
Власть, её происхождение и
виды
1
03.02
19.
Политическая система её
структура и функции.
1
10.03
20.
Признаки, функции, формы
государства.
1
17.03
21.
Государственный аппарат.
Избирательные системы.
1
24.03
22.
Тематический контроль
тестирование
1
03.03
Раздел 5. Право. 5 часов
23.
Право в системе социальных
норм.
1
10.03
24.
Система права: основные
отрасли, институты, нормы.
1
17.03
25.
Конституция РФ.
1
31.03
26.
Правонарушения. Правовые
основы брака и семьи.
1
Тематический контроль
тестирование
1
27.
07.04
14.04
Раздел 6. Сфера духовной культуры. 5 часов
28.
Культура и духовная жизнь
1
21.04
29.
Формы культуры: народная,
массовая и элитарная культура.
1
28.04
30.
Средства массовой информации.
1
05.05
31.
Искусство и его формы. Наука
образование.
1
12.05
32.
Тематический контроль
тестирование
1
19.05
Раздел 7. Итоговое повторение 2 часа.
3334.
Тестирование в форме ОГЭ.
2
Перечень учебно-методических средств обучения:
26.05
И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для
выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо
П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный
справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель
Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское
слово»
А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово»
6
Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся для 9-х
классов / Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ю.И.Аверьянова издательство
«Просвещение М., 2012
О.В. Кишенкова, Н.Н. Семке. Обществознание. Универсальный справочник.
Подготовка к ЕГЭ высший уровень качества. Москва: 2017 год.
7