Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности по курсу "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе сборника «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»: пособие для учителя «Подготовка к ОГЭ» О.В. Клименкова, Н.Н.Семке-М: Просвещение-2013г. Данный курс общеинтеллектуального направления. Он рассчитан на преподавание в 9 классе основной школы, предназначен для занятий с детьми 14 - 16 лет, напрвлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к обществознанию. Актуальность данной программы состоит в важности превращения ОГЭ в одну из основных форм аттестации учащихся 9-х классов; оказывая серьезное влияние на весь учебный процесс. Подготовка к ОГЭ по обществознанию становится одной из главных задач учебных занятий в 9 классах. Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основной успешной сдачи ОГЭ. Режим занятий: программа "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" рассчитана на 1 год обучения (34 часа) Занятия проходят один раз в неделю. Данная программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий. Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Цель программы: подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса. Задачи программы: сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена; сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина Ожидаемые результаты освоения программы "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" 9 класс. - Личностными результатами изучения факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. - Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания. - Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения. Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" в 9 классе. Лекции, практические занятия, проверка степени овладения учащимися знаниями методов выполнения устных, письменных заданий. Календарно-тематическое планирование "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" (34 часа) № Тема занятия Колво часов Форма контроля 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное занятие Раздел 1. Человек и общество Раздел 2. Экономика Раздел 3. Социальная сфера Раздел 4. Сфера политики и социального управления Раздел 5. Право Раздел 6. Сфера духовной культуры Тестирование в форме ОГЭ Итого: 1 5 6 5 5 5 5 2 34 часа. тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование Содержание программы. Введение 1 час. Основные задачи и требования курса, краткое освещение содержания, изменения структуры и содержания КИМ. Кодификатор. Спецификация. Раздел 1. Человек и общество. 5 часов. Общество сложная динамическая развивающая система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы общества. Раздел 2. Экономика. 6 часов. Экономика – наука и хозяйство. Экономические системы. Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица. Обмен. Торговля. Раздел 3. Социальная сфера. 5 часов. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификации. Социальный статус. Социальные нормы. Семья и брак как социальные институты. Раздел 4. Сфера политики и социального управления. 5 часов. Власть, её происхождение и виды. Политическая система её структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Раздел 5. Право. 5 часов Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, нормы. Конституция РФ, Правонарушения. Правовые основы брака и семьи Раздел 6. Сфера духовной культуры. 5 часов. Культура и духовная жизнь. Формы культуры: народная, массовая и элитарная культура. Средства массовой информации. Искусство и его формы. Наука образование. Раздел 7. Итоговое повторение 2 часа. Тестирование в форме ОГЭ. № п/п Календарно тематическое планирование "Шаг за шагом к ОГЭ по обществознанию" (34 часа) Содержание материала. Часы Плановые сроки учебного прохождения. времени. План. Факт. 1. Введение. Основные задачи и 1 09.09 09.09 требования курса, краткое освещение содержания, изменения структуры и содержания КИМ. Кодификатор. Спецификация. Раздел 1. Человек и общество. 5 часов. 2. Общество сложная динамическая развивающая система. 1 16.09 16.09 3. Общество и природа. 1 23.09 23.09 4. Общество и культура. 1 30.09 30.09 5. Сферы общества. 1 07.10 07.10 6. Тематический контроль тестирование 1 14.10 14.10 7. Раздел 2. Экономика. 6 часов. Экономика – наука и хозяйство. 1 21.10 21.10 8. Экономические системы 1 11.11 9. Многообразие рынков 1 18.11 10. Рынок труда. Безработица. 1 25.11 11. Обмен. Торговля. 1 02.12 12. Тематический контроль тестирование 1 09.12 Раздел 3. Социальная сфера. 5 часов. 13. Социальное взаимодействие и общественные отношения. 1 16.12 14. Социальные группы и их классификации. 1 23.12 15. Социальный статус. Социальные нормы. 1 13.01 16. Семья и брак как социальные институты. 1 20.01 17. Тематический контроль тестирование 1 27.01 Раздел 4. Сфера политики и социального управления. 5 часов. 18. Власть, её происхождение и виды 1 03.02 19. Политическая система её структура и функции. 1 10.03 20. Признаки, функции, формы государства. 1 17.03 21. Государственный аппарат. Избирательные системы. 1 24.03 22. Тематический контроль тестирование 1 03.03 Раздел 5. Право. 5 часов 23. Право в системе социальных норм. 1 10.03 24. Система права: основные отрасли, институты, нормы. 1 17.03 25. Конституция РФ. 1 31.03 26. Правонарушения. Правовые основы брака и семьи. 1 Тематический контроль тестирование 1 27. 07.04 14.04 Раздел 6. Сфера духовной культуры. 5 часов 28. Культура и духовная жизнь 1 21.04 29. Формы культуры: народная, массовая и элитарная культура. 1 28.04 30. Средства массовой информации. 1 05.05 31. Искусство и его формы. Наука образование. 1 12.05 32. Тематический контроль тестирование 1 19.05 Раздел 7. Итоговое повторение 2 часа. 3334. Тестирование в форме ОГЭ. 2 Перечень учебно-методических средств обучения: 26.05 И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское слово» А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово» 6 Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся для 9-х классов / Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ю.И.Аверьянова издательство «Просвещение М., 2012 О.В. Кишенкова, Н.Н. Семке. Обществознание. Универсальный справочник. Подготовка к ЕГЭ высший уровень качества. Москва: 2017 год. 7