Пояснительная записка. , Настоящая программа разработана для работы с учащимися 11 класса, мотивированными на сдачу ЕГЭ по обществознанию. Программа рассчитана на 68 часов. Экзамен по обществознанию остаётся наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников школы, поскольку предмет «обществознание» утверждён в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др. Необходимость разработки данной программы обусловлена как стремлением учителя обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учащихся в устранении имеющихся затруднений по отдельным программным вопросам, в углублении теоретических знаний. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения курса. Программа разработана на основе: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г., Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, - планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по обществознанию за 10-11классы ; - программы формирования универсальных учебных действий у учащихся по обществознанию на ступени среднего (полного) общего образования. Данная программа актуальна, так как направлена на решение одной из самых первоочередных задач на этапе завершения среднего (полного) общего образования – оказание педагогической поддержки учащимся в осмыслении стратегии действий при подготовке к ЕГЭ. Она способствует повышению уровня образовательной подготовки учащихся, устранению пробелов в знания обучающихся по предмету. В Программе предусматривается повторение основных программных элементов, вызывающих затруднения у учащихся, развитие умений соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения курса , оперировать терминами и понятиями, решать проблемно-познавательные задачи. Уделяется внимание знакомству учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, формированию определённых алгоритмов действий при выполнении различных моделей заданий, предусмотренных в КИМах Цель: 1. Повторить темы курса, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление материала, понятий; 2. Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в рамках готовности выпускников к ЕГЭ; 3. Развивать навыки, умения работать с понятиями, диаграммами, статистической информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, высказываниями. 4. Формировать способности выполнения заданий различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса обществознание. Задачи: 1. Оказание педагогической поддержки учащимся в осмыслении стратегии действий при подготовке к ЕГЭ. 2. Восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету. 3. Организовать личностно- ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. 4. С помощью разных видов контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей курса. Формы занятий: практикумы, лабораторные занятия, тренинги, лекции, обзоры. Формы организации учебной деятельности учащихся на занятии: - индивидуальныне; - групповые; - коллективные. Предусматривается сочетание теоретических и практических занятий, использование активных и интерактивных методов обучения, использование схем, таблиц, диаграмм, опорных конспектов, позволяющих повторить программный материал и закрепить умения и навыки применения его на практике. Важным моментом в реализации Программы и достижении поставленных целей является обеспечение личностно- ориентированного подхода, позволяющего выстраивать всю подготовительную работу на основе учёта пробелов в знаниях и умениях конкретного ученика. Творческие работы ( эссе ), практические, проверочные работы, тренинги ориентированы на проверку способностей выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по обществознанию по всем содержательным линиям курса. Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся, позволяющую им углублять и расширять опыт познавательной и практической деятельности, благодаря следующим видам деятельности: работа с источниками социальной информации, с использованием ресурсов Интернет; обеспечивается критическое осмысление учениками полученной информации и формулирование собственных суждений, выводов; решение проблемных задач Требования к качеству освоения программного материала: 1. В результате освоения содержания внеурочной программы «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ » учащиеся 11 класса должны: иметь: - чёткие представления о структуре КИМов; - сформированные практические умения и навыки выполнения заданий разной модификации, представленных содержательных линий курса; - умение обосновывать, высказывать свои суждения, делать выводы; - приобретён опыт работы на ЕГЭ; - отработаны пробелы в знаниях Содержание программы. 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию : структура и содержание экзаменационной работы (2 ч.) Раздел 1. Раздел 1. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (18 ч.) Тема 1. Содержательные линии темы «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (3ч.). Общество как динамическая система. Системное строение общества. Общество и природа. Социальные институты. Типология обществ. Прогресс общества и его проблемы. Культура и духовная жизнь общества. Религия. Мораль Тема 2. Проблемы изучения конкретных разделов темы «Человек. Познание» (3ч.). Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Деятельность человека и её виды. Познание мира, виды Научное познание. Истина. Практика. Тема: Актуальные проблемы темы «Экономика»(3ч.) Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рыночный механизм. Виды рынков. Деньги и их функции. Инфляция и её виды. Измерители экономической деятельности: ВВП, экономический рост и развитие. Роль государства в экономике. Тема: Содержательная линия темы: «Политика» (3ч.). Власть и её виды. Политическая система, её структура и функции. Государство, функции, формы, политические режимы. Избирательные системы. Партии и их роль, виды. Многопартийность. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество Тема: «Социальные отношения»: обзор основных позиций (3ч.). Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная стратификация: социальный статус, социальная роль, социальная мобильность. Социальный конфликт. Социальный контроль. Тема: «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (3ч.). Раздел 2. «Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ»(15 ч.) 1. Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Алгоритм работы (3 ч.). 2. Особенности заданий части 2. Основные модели заданий. Алгоритм работы (3 ч.). 3. 3. Специфика заданий части 2 (3ч). 4. Эссе как творческая работа (4ч.). 5. Работа с заданиями части 1, части 2 (2ч.) Учебно-тематический план по подготовке к ЕГЭ по обществознанию учащихся 11 класса № Наименование разделов, тем Всего Из них п\п часов Теор. Практ. Формы занятий 1-2 Введение. Единый государственный экзамен 4 по обществознанию : структура и содержание экзаменационной работы Раздел 1. Актуальные вопросы содержания 53 при подготовке к ЕГЭ Тема 1. Содержательные линии темы 5 «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы. 1 3 16 37 2 3 Лекция, практикум 3-5 Общество как динамическая система. 6 Системное строение общества. Общество и природа. Социальные институты. Типология обществ. Прогресс общества и его проблемы. Культура и духовная жизнь общества. Религия. Мораль 2 4 Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий Тема 2. Проблемы изучения конкретных разделов темы «Человек. Познание». 4 1 3 6-8 Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Деятельность человека и её виды. Познание мира, виды Научное познание. Истина. Практика. 3 1 2 Тема 3: Актуальные проблемы темы «Экономика» 9- Экономика и экономическая наука. 11 Экономические системы. Рыночный механизм. Виды рынков. Деньги и их функции. Инфляция и её виды. Измерители экономической деятельности: ВВП, экономический рост и развитие. Роль государства в экономике. Тема 4: Содержательная линия темы: «Политика». 12- Власть и её виды. Политическая система, её 14 структура и функции. Государство, функции, формы, политические режимы. Избирательные системы. Партии и их роль, виды. Многопартийность. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество. 4 1 3 3 1 2 3 1 2 6 2 4 Тема 5: «Социальные отношения»: обзор основных позиций. 5 2 3 Лекция, практикум Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий. Модели заданий части 1 и части2 по данному блоку. 15- Социальное взаимодействие и общественные 5 17 отношения. Социальная стратификация: социальный статус, социальная роль, социальная мобильность. Социальный конфликт. Социальный контроль. 1 4 Тема 6: «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы. 18- Право в системе социальных норм. Система 20 права: отрасли, институты нормы права. Правоотношения. Правоохранительные органы. Юридическая ответственность. 4 1 3 5 1 4 Раздел 2. «Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ» 21- 1. Основные модели заданий части 1 и 23 проверяемые умения. Алгоритм работы. 15 15 3 3 24- 2. Особенности заданий части 2. 3 26 Основные модели заданий. Алгоритм работы. 3 27- 3. Специфика заданий части2 29 30- 4. Эссе как творческая работа. 33 34- 5. Работа с заданиями части 1, части 2 35 Итого 3 3 4 4 2 2 68 7 Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий. Модели заданий части 1 и части2 по данному блоку. Лекция.. Тренинг по выполнению части 1 и части 2 данных содержательных линий. Практикум. Анализ выполненных заданий Практичес-кая работа. Тренинг по выполнению части 2 Работа с документом . Развитие умений: извлекать информа-цию, анализировать и интерпретировать, анализиро-вать информацию из документа и позицию автора.. Практикум. Тренинги. Практикум. Тренинги 28 Ожидаемые результаты: 1. Повторение, закрепление, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса. 2. Умение каждым учеником выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса, раскрывать смысл афористического высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. 3. Достижение свободы в выборе темы эссе, в приведении аргументов, примеров. 4. Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 5. Преодоление психологического барьера при подготовке к ЕГЭ Учебно-методические пособия: - ЕГЭ 2015. Обществознание. Разработано ФИПИ - Баранов П,А,: Готовимся к ЕГЭ. Учебно-справочное пособие.-СПб.,2007. - ЛабезниковаЮ.А.: Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки.Просвещение,2007. . - ЛабезниковаЮ.А.: ЕГЭ-2009: Репититор.-М.: Просвещение, Эксмо, 2009. - БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика».-М.: АСТ: Астрель, 2008. - БарановП.А .: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. « Политика».-М.: АСТ: Астрель, 2008. - БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. « Общественные отношения.».-М.: АСТ: Астрель, 2008. - БарановП.А., ВоронцовА.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «Право».М.: АСТ: Астрель, 2008. - -- _ - БарановП.А .: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание ».-М.: АСТ: Астрель, 2008. -- --- - БарановП.А .: Обществознание. Экспрессрепититор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества ».-М.: АСТ: Астрель, 2008. - _---- -- БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. « Социальные отношения».-М.: АСТ: Астрель, 2008. - Методические письма: « Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования.