Программа "ЕГЭ по обществознанию"

Пояснительная записка.
, Настоящая программа разработана для работы с учащимися 11 класса, мотивированными на сдачу
ЕГЭ по обществознанию. Программа рассчитана на 68 часов. Экзамен по обществознанию остаётся
наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством
выпускников школы, поскольку предмет «обществознание» утверждён в качестве вступительного
испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной,
экономической, педагогической, культурной и др.
Необходимость разработки данной программы обусловлена как стремлением учителя обществознания
восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учащихся в
устранении имеющихся затруднений по отдельным программным вопросам, в углублении
теоретических знаний. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить
теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных
явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические
положения курса.
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования 2004г., Примерной программы среднего (полного) общего образования по
обществознанию, - планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы по обществознанию за 10-11классы ;
- программы формирования универсальных учебных действий у учащихся по обществознанию на
ступени среднего (полного) общего образования.
Данная программа актуальна, так как направлена на решение одной из самых первоочередных задач на
этапе завершения среднего (полного) общего образования – оказание педагогической поддержки
учащимся в осмыслении стратегии действий при подготовке к ЕГЭ. Она способствует повышению
уровня образовательной подготовки учащихся, устранению пробелов в знания обучающихся по
предмету.
В Программе предусматривается повторение основных программных элементов, вызывающих
затруднения у учащихся, развитие умений соотносить теоретический материал с жизненными
реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих
знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения курса , оперировать терминами
и понятиями, решать проблемно-познавательные задачи.
Уделяется внимание знакомству учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы,
формированию определённых алгоритмов действий при выполнении различных моделей заданий,
предусмотренных в КИМах
Цель:
1. Повторить темы курса, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление материала, понятий;
2. Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой
подготовки в рамках готовности выпускников к ЕГЭ;
3. Развивать навыки, умения работать с понятиями, диаграммами, статистической информацией,
текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, высказываниями.
4. Формировать способности выполнения заданий различных моделей, используемых в ЕГЭ по
всем содержательным линиям курса обществознание.
Задачи:
1. Оказание педагогической поддержки учащимся в осмыслении стратегии действий при подготовке к
ЕГЭ.
2. Восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету.
3. Организовать личностно- ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую
пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика.
4. С помощью разных видов контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения
целей курса.
Формы занятий: практикумы, лабораторные занятия, тренинги, лекции, обзоры.
Формы организации учебной деятельности учащихся на занятии:
- индивидуальныне;
- групповые;
- коллективные.
Предусматривается сочетание теоретических и практических занятий, использование активных и
интерактивных методов обучения, использование схем, таблиц, диаграмм, опорных конспектов,

позволяющих повторить программный материал и закрепить умения и навыки применения его на
практике.
Важным моментом в реализации Программы и достижении поставленных целей является обеспечение
личностно- ориентированного подхода, позволяющего выстраивать всю подготовительную работу на
основе учёта пробелов в знаниях и умениях конкретного ученика.
Творческие работы ( эссе ), практические, проверочные работы, тренинги ориентированы на проверку
способностей выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по обществознанию по
всем содержательным линиям курса.
Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся, позволяющую им углублять и
расширять опыт познавательной и практической деятельности, благодаря следующим видам
деятельности: работа с источниками социальной информации, с использованием ресурсов Интернет;
обеспечивается критическое осмысление учениками полученной информации и формулирование
собственных суждений, выводов; решение проблемных задач
Требования к качеству освоения программного материала:
1. В результате освоения содержания внеурочной программы «Актуальные вопросы обществознания:
подготовка к ЕГЭ » учащиеся 11 класса должны:
иметь:
- чёткие представления о структуре КИМов;
- сформированные практические умения и навыки выполнения заданий разной модификации,
представленных содержательных линий курса;
- умение обосновывать, высказывать свои суждения, делать выводы;
- приобретён опыт работы на ЕГЭ;
- отработаны пробелы в знаниях
Содержание программы.
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию : структура и содержание
экзаменационной работы (2 ч.)
Раздел 1. Раздел 1. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (18 ч.)
Тема 1. Содержательные линии темы «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
(3ч.).
Общество как динамическая система. Системное строение общества. Общество и природа. Социальные
институты. Типология обществ. Прогресс общества и его проблемы. Культура и духовная жизнь
общества. Религия. Мораль
Тема 2. Проблемы изучения конкретных разделов темы «Человек. Познание» (3ч.).
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Деятельность человека
и её виды.
Познание мира, виды Научное познание. Истина. Практика.
Тема: Актуальные проблемы темы «Экономика»(3ч.)
Экономика и экономическая наука.
Экономические системы. Рыночный механизм. Виды рынков. Деньги и их функции. Инфляция и её
виды. Измерители экономической деятельности: ВВП, экономический рост и развитие. Роль
государства в экономике.
Тема: Содержательная линия темы: «Политика» (3ч.).
Власть и её виды. Политическая система, её структура и функции. Государство, функции, формы,
политические режимы. Избирательные системы. Партии и их роль, виды. Многопартийность.
Гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество
Тема: «Социальные отношения»: обзор основных позиций (3ч.).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная стратификация: социальный
статус, социальная роль, социальная мобильность. Социальный конфликт. Социальный контроль.
Тема: «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы
(3ч.).
Раздел 2. «Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ»(15 ч.)
1. Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Алгоритм работы (3 ч.).
2. Особенности заданий части 2. Основные модели заданий. Алгоритм работы (3 ч.).
3. 3. Специфика заданий части 2 (3ч).
4. Эссе как творческая работа (4ч.).
5. Работа с заданиями части 1, части 2 (2ч.)

Учебно-тематический план
по подготовке к ЕГЭ по обществознанию учащихся 11 класса
№ Наименование разделов, тем
Всего Из них
п\п
часов
Теор. Практ.

Формы
занятий

1-2 Введение. Единый государственный экзамен 4
по обществознанию : структура и
содержание экзаменационной работы
Раздел 1. Актуальные вопросы содержания
53
при подготовке к ЕГЭ
Тема 1. Содержательные линии темы
5
«Человек и общество»: ключевые понятия и
трудные вопросы.

1

3

16

37

2

3

Лекция,
практикум

3-5 Общество как динамическая система.
6
Системное строение общества. Общество и
природа. Социальные институты. Типология
обществ. Прогресс общества и его проблемы.
Культура и духовная жизнь общества.
Религия. Мораль

2

4

Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий
Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий
Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий

Тема 2. Проблемы изучения конкретных
разделов темы «Человек. Познание».

4

1

3

6-8 Человек как результат биологической и
социальной эволюции. Бытие человека.
Деятельность человека и её виды.
Познание мира, виды Научное познание.
Истина. Практика.

3

1

2

Тема 3: Актуальные проблемы темы
«Экономика»
9- Экономика и экономическая наука.
11 Экономические системы. Рыночный
механизм. Виды рынков. Деньги и их
функции. Инфляция и её виды. Измерители
экономической деятельности: ВВП,
экономический рост и развитие. Роль
государства в экономике.
Тема 4: Содержательная линия темы:
«Политика».
12- Власть и её виды. Политическая система, её
14 структура и функции. Государство, функции,
формы, политические режимы.
Избирательные системы. Партии и их роль,
виды. Многопартийность. Гражданское
общество. Правовое государство.
Гражданское общество.

4

1

3

3

1

2

3

1

2

6

2

4

Тема 5: «Социальные отношения»: обзор
основных позиций.

5

2

3

Лекция,
практикум

Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий
Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий. Модели
заданий части 1 и
части2 по
данному блоку.

15- Социальное взаимодействие и общественные 5
17 отношения. Социальная стратификация:
социальный статус, социальная роль,
социальная мобильность. Социальный
конфликт. Социальный контроль.

1

4

Тема 6: «Право»: основные теоретические
положения содержательной линии и
проблемные вопросы.
18- Право в системе социальных норм. Система
20 права: отрасли, институты нормы права.
Правоотношения. Правоохранительные
органы. Юридическая ответственность.

4

1

3

5

1

4

Раздел 2. «Элементы обществоведческой
подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ»
21- 1. Основные модели заданий части 1 и
23 проверяемые умения. Алгоритм работы.

15

15

3

3

24- 2. Особенности заданий части 2.
3
26 Основные модели заданий. Алгоритм работы.

3

27- 3. Специфика заданий части2
29
30- 4. Эссе как творческая работа.
33
34- 5. Работа с заданиями части 1, части 2
35
Итого

3

3

4

4

2

2

68

7

Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий. Модели
заданий части 1 и
части2 по
данному блоку.

Лекция..
Тренинг по
выполнению
части 1 и части 2
данных
содержательных
линий.
Практикум.
Анализ
выполненных
заданий
Практичес-кая
работа. Тренинг
по выполнению
части 2 Работа с
документом .
Развитие умений:
извлекать
информа-цию,
анализировать и
интерпретировать,
анализиро-вать
информацию из
документа и
позицию автора..
Практикум.
Тренинги.
Практикум.
Тренинги

28

Ожидаемые результаты:
1. Повторение, закрепление, систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по
ключевым позициям курса.
2. Умение каждым учеником выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем
содержательным линиям курса, раскрывать смысл афористического высказывания и формулировать
собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
3. Достижение свободы в выборе темы эссе, в приведении аргументов, примеров.

4. Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности.
5. Преодоление психологического барьера при подготовке к ЕГЭ
Учебно-методические пособия:
- ЕГЭ 2015. Обществознание. Разработано ФИПИ
- Баранов П,А,: Готовимся к ЕГЭ. Учебно-справочное пособие.-СПб.,2007.
- ЛабезниковаЮ.А.: Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки.Просвещение,2007.
. - ЛабезниковаЮ.А.: ЕГЭ-2009: Репититор.-М.: Просвещение, Эксмо, 2009.
- БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ.
«Экономика».-М.: АСТ: Астрель, 2008.
- БарановП.А .: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. « Политика».-М.: АСТ:
Астрель, 2008.
- БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «
Общественные отношения.».-М.: АСТ: Астрель, 2008.
- БарановП.А., ВоронцовА.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «Право».М.: АСТ: Астрель, 2008. - -- _ - БарановП.А .: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к
ЕГЭ. «Человек. Познание ».-М.: АСТ: Астрель, 2008. -- --- - БарановП.А .: Обществознание. Экспрессрепититор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества ».-М.: АСТ: Астрель, 2008. - _---- -- БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «
Социальные отношения».-М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Методические письма: « Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании обществознания в
образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».