. Кружок для 4-5 классов «Безопасное колесо» Направление спортивно-оздоровительное Составила Черных С.С. 2021 - 2022 учебный год. 0 Пояснительная записка Цель программы: формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни. Воспитывать безопасную личность. Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств; - овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам; - развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей; - воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения Особенности программы. В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Программа имеет чёткую практическую направленность. На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся: • овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге; • участвуют в повседневной жизни коллектива; • получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья; • привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. Программа построена с учётом следующих принципов: - доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 10-11 лет; 1 - личностно ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста; - линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их; - деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы. Обязательный объём знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций. Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности. Программа включает следующие разделы: 1. Введение 2. История ПДД 3. Участники дорожного движения 4. Дорога - не место для игр. 5. Наш друг- светофор 6. Знаки дорожные - друзья надёжные 7. Транспорт. 8. Заключение Чем раньше дети начинают изучать Правила дорожного движения, тем больше уверенности, что они запомнят их на всю жизнь. Планируемые результаты изучения курса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. В результате освоения программы кружка «Волшебное колесо» формируются следующие предметные умения: —выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; —объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); —находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; 2 —раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; —разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Метапредметные результаты освоения программы: —умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; —формирование способности оценивать своё поведение со стороны; —формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; —формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предполагаемый результат реализации программы: 1. Осознание учащимися роли знаний ПДД в жизни человека, практическое овладение запасами соответствующих знаний по ПДД, понимание учащимися ценности человеческой жизни, взаимной вежливости на дороге участников дорожного движения 2. Формирование чувства гражданской ответственности за сохранность собственной жизни и жизни окружающих 3. Высокий уровень самосознания, самодисциплина Учащиеся должны: знать: правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД серии дорожных знаков и их представителей способы оказания первой медицинской помощи уметь: работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему иметь навыки: дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; участия в конкурсах, соревнованиях 3 активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения Содержание программы кружка «Безопасное колесо» для обучающихся 4-5 класса 1. Введение (1 ч). Вводное занятие. Задачи, цели кружка «Безопасное колесо» на учебный год. 2. История ПДД (1 ч) Как появились первые ПДД. Интересные факты из истории ПДД 3. Участники дорожного движения (12 ч). ПДД РФ - государственный нормативный документ. Обязанности пешеходов и пассажиров. Обязанности водителей. ПДД для велосипедистов. Инструктаж «Будь осторожен на каникулах». Отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД . «Осторожно! Скользкая дорога!». 4. Дорога - не место для игр (7 ч) Дисциплина на улице- залог безопасного движения. Дорожный этикет. Что значит слово «Дорога». Улица, тротуар. Практические работы Экскурсия с целью наблюдения за дорогой. Встреча с сотрудником ГИБДД. 5. Наш друг- светофор (4 ч) История появления светофора. Сигналы светофоров. 6. Знаки дорожные- друзья надёжные (4 ч) Как появились дорожные знаки. Группы дорожных знаков. 7. Транспорт (5ч) История появления автомобиля. Виды транспорта. Велосипед. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. Практические работы Инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом». 8. Заключение (1ч.) Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год Контроль за результативностью учебного процесса. 4 В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала. Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося. Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов. В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД. 5 Календарно- тематическое планирование кружка «Безопасное колесо» для учащихся 4-5 класса за 2021 – 2022 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема занятия Количество часов 1. Введение (1 ч) Вводное занятие. Задачи, цели кружка «Безопасное 1 колесо» на 2017-2018 учебный год. 2. История ПДД (1ч) Как появились первые ПДД. Интересные факты из 1 истории ПДД. 3. Участники дорожного движения (12ч) «ПДД РФ - государственный нормативный 1 документ». (Слайд-презентация «ПДД РФ») Обязанности пешеходов и пассажиров. 1 Обязанности водителей. 1 Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. 1 Посадка и высадка пассажиров Основные «законы» безопасного движения 1 Филфорд «Участники дорожного движения» 1 Инструктаж «Будь осторожен на дороге во время 1 осенних каникул». Кроссворды, загадки и ребусы о ПДД. 1 Выпуск газеты «Позитивная Дорога Детства». 1 Тестирование «Как правильно переходить дорогу». 1 Инструктаж «Осторожно! Скользкая дорога!». 1 Правила движения для велосипедистов 1 4. Дорога - не место для игр (7 ч) Дисциплина на улице - залог безопасного движения. 1 Улица, тротуар. 1 Движение по загородной дороге 1 Дата план 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 30.10 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 6 Примечания факт 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Внимание! Железнодорожный переезд! 1 Опасные ситуации на дороге и маневрирование 1 Что такое тормозной путь 1 Игровая программа «Знатоки дорожных правил» 1 5. Наш друг- светофор (4ч) История появления светофора 1 Сигналы светофоров 1 Выпуск газеты «Позитивная Дорога Детства». 1 Кроссворд «Самый лучший пешеход» 1 6. Знаки дорожные- друзья надёжные (4ч) Как появились дорожные знаки 1 Группы дорожных знаков 1 Дорожные знаки и дополнительные средства 1 информации Викторина «Дорожные знаки» 1 7. Транспорт (5 ч) История появления автомобиля. 1 Специальные транспортные средства Как изобрели велосипед. 1 Виды велосипедов 1 Устройство и уход за велосипедом 1 Своя игра «Транспорт» 1 8. Заключение (1ч.) Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. 1 Конкурс на лучшего знатока ПДД 7 01.01 08.01 15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 28.05