Черчение (8-9 классы)

Приложение к ООПООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Черчение»
8-9 класс
(УМК авторская программа
А.Д.Ботвинникова «Черчение 8-9»)

Программа
разработанаметодическим
объединением учителей ИЗО,
музыки и технологии

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Черчение»
2. Содержание предмета «Черчение»
3. Тематическое планирование.

I.

Планируемые результаты освоения предмета «Черчение»

Выпускник 8 класса должен знать:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы
основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
Выпускник 8 класса должен уметь:
2

- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и
их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Выпускник 9 класса должен знать:
- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
- методы вспомогательных секущих плоскостей.
Выпускник 9 класса должен уметь:
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с
элементами конструирования).
Результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Черчение»)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»:
 сформированность
гуманистических
и
демократических
ориентаций,
основ
гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре
других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
 сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
 сформированность представлений о нравственных нормах;
 развитость пространственных представлений, сенсорных способностей;
 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
 способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной
рефлексией;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
 умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать
наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать
учебныедействия и оценивать результат;
 умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать,
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать
выводы и умозаключения;— умение использовать для решения инженерно-графических
задач средства информационных и коммуникационных технологий;
 умение использовать для решения познавательных задач различные источники
информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;
 умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение,
осуществлять совместную деятельность.
3

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических
изображений;
 изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
 смысл технологических понятий: чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, виды
графической документации, технологическая карта, стандартизация; профессии, связанные
с созданием и тиражированием графической документации должны уметь:
 рационально использовать чертежные инструменты;
 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
 анализировать графический состав изображений;
 читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
 выбирать необходимое число видов на чертежах;
 осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием.
 выбирать способы графического отображения объекта или процесса, в том числе с
использованием средств компьютерной поддержки соблюдать требования к оформлению
эскизов и чертежей.

II.

Содержание учебного предмета «Черчение».

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры
обучающихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета
следующих положений.
1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических
изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание,
применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с
определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и
нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс
обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием используются при
изучении всех разделов курса.
2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках
черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно
развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами
черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно
комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию
пространственных представлений обучающихся.
3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе
и составлении учебных заданий учитывается, чтобы их содержание по возможности
моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели
прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом
особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление
геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и
графическое отображение. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи
черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и
другими дисциплинами.
4

4. При обучении черчению учитываются индивидуальные особенности учащихся
(способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно
совершенствовать уровень их развития.
5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного
времени.

Содержание программы по черчению в 8 классе.
(34 часа)
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (10 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.
Некоторые сведения о нанесении
размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и
обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ЧЕРТЕЖИ В СИСТЕМЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ (8 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах
(расположенных в проекционной связи).
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ (8 ч.)
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.Аксонометрические проекции
плоских и объемных фигур. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические
рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (8 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их
части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака
квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.Анализ графического состава изображений.
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: окружности,
сопряжений.Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного
изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических
задач, в том числе творческих. Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов,
сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее).
Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей)
Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе ( 6 ч.)
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
5

1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков,
граней и пр.).
4.Построение третьей проекции по двум данным.
5.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
6.Устное чтение чертеж
7. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
8. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).

Содержание программы по черчению в 9 классе.
(15 часов)
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (1ч.)
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические
проекции».
РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (14ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов.
Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Обязательный минимум графических и практических работ (4ч.)
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражненияв тетрадях.)
1. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
2. Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
3. Устное чтение чертежей.
4. Эскиз с натуры (с применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и
упрощений).

III.

Тематическое планирование.
8 класс (34 часа в год)

№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов и тем
Техника выполнения чертежей
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Аксонометрические проекции
Чтение и выполнение чертежей деталей
6

Количество часов
10
8
8
8

Итого

34

9 класс (15 часов в год)
№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.
Итого

Наименование разделов и тем
Общие сведения о способах проецирования
Разрезы и сечения

Количество часов
1
14

15

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».