Приложение к ООПООО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Черчение» 8-9 класс (УМК авторская программа А.Д.Ботвинникова «Черчение 8-9») Программа разработанаметодическим объединением учителей ИЗО, музыки и технологии 2022 Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Черчение» 2. Содержание предмета «Черчение» 3. Тематическое планирование. I. Планируемые результаты освоения предмета «Черчение» Выпускник 8 класса должен знать: - правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений; - основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение. Выпускник 8 класса должен уметь: 2 - рационально использовать чертежные инструменты; - анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; - анализировать графический состав изображений; - читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов; - выбирать необходимое число видов на чертежах; - осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; - применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. Выпускник 9 класса должен знать: - основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов; - методы вспомогательных секущих плоскостей. Выпускник 9 класса должен уметь: - выполнять необходимые разрезы; - правильно определять необходимое число изображений; - выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием; - пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником; - применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). Результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Черчение») Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»: сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям; сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; сформированность представлений о нравственных нормах; развитость пространственных представлений, сенсорных способностей; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебныедействия и оценивать результат; умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;— умение использовать для решения инженерно-графических задач средства информационных и коммуникационных технологий; умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность. 3 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений; изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений. смысл технологических понятий: чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, виды графической документации, технологическая карта, стандартизация; профессии, связанные с созданием и тиражированием графической документации должны уметь: рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. выбирать способы графического отображения объекта или процесса, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей. II. Содержание учебного предмета «Черчение». Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры обучающихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений. 1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием используются при изучении всех разделов курса. 2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений обучающихся. 3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий учитывается, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами. 4 4. При обучении черчению учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития. 5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени. Содержание программы по черчению в 8 классе. (34 часа) ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (10 ч.) Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. ЧЕРТЕЖИ В СИСТЕМЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ (8 ч.) Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ (8 ч.) Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (8 ч.) Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: окружности, сопряжений.Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических задач, в том числе творческих. Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей) Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе ( 6 ч.) (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.) 5 1.Линии чертежа. 2.Чертеж «плоской» детали. 3.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.). 4.Построение третьей проекции по двум данным. 5.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). 6.Устное чтение чертеж 7. Эскизы деталей с включением элементов конструирования. 8. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры). Содержание программы по черчению в 9 классе. (15 часов) ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (1ч.) Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (14ч.) Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Обязательный минимум графических и практических работ (4ч.) (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражненияв тетрадях.) 1. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. 2. Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). 3. Устное чтение чертежей. 4. Эскиз с натуры (с применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). III. Тематическое планирование. 8 класс (34 часа в год) № п/п темы 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем Техника выполнения чертежей Чертежи в системе прямоугольных проекций Аксонометрические проекции Чтение и выполнение чертежей деталей 6 Количество часов 10 8 8 8 Итого 34 9 класс (15 часов в год) № п/п темы 1. 2. 3. 4. Итого Наименование разделов и тем Общие сведения о способах проецирования Разрезы и сечения Количество часов 1 14 15 7