Физическая культура (10-11 классы)

Приложение к ООПООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Физическая культура»
10-11 класс
(УМК: базовый уровень/под ред. В. И. Ляха. – М.:
Просвещение, 2015..)

Программа
разработана
методическим
объединением
учителей
физической культуры

2022

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию.
Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным
содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования,
которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником класса.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура»
оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «конкретное – общее частное», и представлены соответственно личностными, метапредметными и
предметными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся,
которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти
качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к
занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения

индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов
в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных
областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания
занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного
и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных
оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные
знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с
другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,
прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также
применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении
знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в
единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса
(умение учиться), так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов
общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических
качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта,
активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости
от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление
здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой,
определять их целевое назначение и знать особенности проведения;

составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и
адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных
систем физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических
качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими
упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для
проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые
вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной
и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по
результатам мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.

2. Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки (10-11 класс)
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность
развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию;
физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая

подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально
ориентированной, и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и
виды физических упражнений.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта,
совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных
прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание,
легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота,
координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья;
поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности
и долголетия.
Закрепление навыков закаливания
Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение
босиком, пользование баней.
Физическое совершенствование
Баскетбол (10-11 класс)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передач
мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях).
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты
бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока
без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинация из
освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные,
групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по
упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол (10-11 класс)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и
передач мяча. Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты
блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. Индивидуальные,
групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по
упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Футбол (10-11 класс)

Передвижения полевого игрока. Остановки мяча. Ведение мяча. Удары по мячу.
Обманные движения (финты). Отбор мяча. Техника вратаря: ловля, отбивание, перевод,
броски мяча. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические
действия в нападении. Командные тактические действия в нападении. Индивидуальные
тактические действия в защите. Групповые тактические действия в нападении. Командные
тактические действия в нападении. Двухсторонняя игра в футбол.
Гимнастика с элементами акробатики (10-11 класс)
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в
движении. Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой,
большими мячами. Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис
углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок. Прыжок
ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.) и 120-125 см (11 кл.). Прыжок
углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину). Длинный
кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок
назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота
150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов. Сед углом; стоя на коленях
наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации общеразвивающих упражнений без
предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков,
вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на
гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах.
Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в
глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием
гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика. Лазанье по двум
канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по
шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног, Подтягивания. Упражнения в
висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами.
Легкая атлетика (10-11 класс)
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м.
Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м. Бег в
равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м. Прыжки в длину с 13—15
шагов разбега. Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега. с 4—5 бросковых шагов с
полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и
вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500 - 700 г с места на
дальность, с колена, лежа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на
дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м) с
расстояния 12—15 м, по движущейся цели (2x2 м) с расстояния 10—12 м. Бросок
набивного мяча двумя руками из различных исходных положений с места, с одного —
четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Длительный бег, кросс,
бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка.
Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п.,
толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка
Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением
темпа и ритма шагов. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости,
способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки

через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в
цель и на дальность обеими руками. Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний.
Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по
легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием.
Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой

атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Выполнение
обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с
младшими школьниками. Тренировка в оздоровительном беге для развития и
совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях
легкой атлетикой.
Подготовка к выполнению видов испытаний (10-11 класс)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Формы организации учебной деятельности

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки
физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного
дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках,
самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности
учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки
физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательнопознавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и
уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим
задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с
решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным
решением одной педагогической задачи).
3.Тематическое планирование «физическая культура» в 10-11 классах
Количество часов (уроков)

№
п\п

Класс
Вид программного материала

10

11

В процессе урока

1.

Основы знаний о физической культуре, умения и
навыки

2.

Физическое совершенствование

2.1

Гимнастика с элементами акробатики

10

10

2.2

Легкая атлетика

14

14

2.3

Спортивные игры (баскетбол)

12

12

2.4

Спортивные игры (волейбол)

12

12

2.5

Спортивные игры (футбол)

10

10

2.6

Подготовка к выполнению видов испытаний

10

10

ИТОГО:

68

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».