Приложение к ООП СОО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средня общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы проектной и учебноисследовательской деятельности» 10-11 класс (УМК:Кулишова В. В.10-11 класс базовый уровень) Программа разработана методическим объединением учителей истории и обществознания 2022 Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Основам проектной и учебноисследовательской деятельности» 2. Содержание предмета «Основам проектной и учебно-исследовательской деятельности» 3. Тематическое планирование. I. – – – – Планируемые результаты освоения курса «Основам проектной исследовательской деятельности» 10-11 класс и учебно- Личностные: российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные -умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Регулятивные − самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные − давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание; − раскрывать этапы цикла проекта; − самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; − владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; − публично излагать результаты проектной работы. III. «Основам проектной и учебно-исследовательской деятельности» − 10 класс (1 ч/неделю) – 34 ч − Раздел 1. Введение. Теоретический блок – 16 часов − Введение в проектную деятельность. Представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Определение темы проекта. Что такое актуальность. Объект и предмет исследования. Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской работе. Формулирование цели и задач проекта. − − − − − − − − − − Планирование работы над проектом. Выбор методов и средств достижения цели. Информация. Способы поиска информации. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Анализ и синтез. Мыслительные операции, необходимые для проектной и учебно- исследовательской деятельности. Понятия опыт и эксперимент. Правила проведения опытов и экспериментов. Анкетирование. Алгоритм составления анкеты. Правила проведения. Обработка анкет. Что входит в папку проекта (портфолио проекта). Содержание и структура отчета проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Что такое паспорт проекта. Рекомендации по составлению паспорта проекта. − Раздел 2. Практический блок – 13 часов. Выбор темы исследования. Обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы. Формулировка гипотезы, цели и конкретных задач. Определение предмета, объекта и продукта проектной деятельности. Планирование работы. Составление плана работы. Определение методов исследования. Корректировка цели по выбранной теме. Формулирование задач проектной деятельности. Планирование работы на основных стадиях и этапах исследования. Сбор материала для исследования. Работа в библиотеке с печатными материалами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сети интернет. − Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта – 5 часов. Психологический аспект в подготовке к предзащите проекта. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Подготовка презентации к предзащите проекта. Подготовка тезисов к предзащите проекта. Предзащита проектной работы. Анализ. Самоанализ. Рефлексия предзащиты проекта. − − 11 класс Раздел 1. Теоретический блок - 8 часов. Что входит в папку проекта (Портфолио проекта). Понятие «Продукт» проектной деятельности. Виды продуктов. Содержание и структура отчета проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Библиография. Правила составления списка использованной литературы и электронных ресурсов. Рецензия. Кто и зачем составляет рецензию проекта. Требования к оформлению компьютерной презентации. Подготовка доклада –защиты проекта. Содержание критериев оценки проекта. Раздел 2. Практический блок – 16 часов. Формулирование задач проектной деятельности. Корректировка темы проекта. Корректировка актуальности выбранной темы, выделение проблемы. Корректировка гипотезы, цели и конкретных задач. Корректировка предмета, объекта и продукта проектной деятельности. Корректировка цели по выбранной теме. Сбор материала для исследования. Работа в библиотеке с печатными материалами. Обработка информации, полученной из печатных источников. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сети интернет. Обработка информации, полученной из цифровых носителей и из сети Интернет. Обработка результатов экспериментов, опытов. Социологических исследований. Подготовка и формирование продукта проектной и учебно-исследовательской деятельности. Оформление паспорта проекта. Оформление папки (портфолио) проекта. Внесение корректив в письменную часть исследования, добавление списка литературы и используемых ресурсов. Оформление приложений. Раздел 3. Заключительный этап. Защита проекта – 10 часов. Подготовка презентации к защите проекта. Изучение требований к оформлению презентации. Подготовка тезисов к защите проектно-исследовательской деятельности. Репетиция выступления – защиты проекта. Защита учебноисследовательских и проектных работ. Анализ. Самоанализ. Рефлексия проектноисследовательской деятельности III. Тематическое планирование. 10 класс (34часа в год) № п/п 1 2 3 Количество часов Тема Раздел 1. Введение Теоретический блок Раздел 2. Практический блок Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта Итого Всего 16 13 5 34 к/р 1 1 11 класс (34часа в год) № п/п 1 2 3 Количество часов Тема Раздел 1. Теоретический блок Раздел 2. Практический блок Раздел 3. Заключительный этап. Защита проекта Итого Всего 8 16 10 34 к/р 1 1 .