Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности (10-11 классы)

Приложение к ООП СОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средня общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы проектной и учебноисследовательской деятельности»
10-11 класс
(УМК:Кулишова В. В.10-11 класс базовый уровень)

Программа разработана методическим
объединением учителей истории и
обществознания

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Основам проектной и учебноисследовательской деятельности»
2. Содержание предмета «Основам проектной и учебно-исследовательской деятельности»
3. Тематическое планирование.

I.

–
–

–
–

Планируемые

результаты освоения курса «Основам проектной
исследовательской деятельности» 10-11 класс

и

учебно-

Личностные:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения
Регулятивные
− самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные
− давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование,
конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера,
гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
− раскрывать этапы цикла проекта;
− самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении
различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
− владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
− публично излагать результаты проектной работы.
III. «Основам проектной и учебно-исследовательской деятельности»
− 10 класс (1 ч/неделю) – 34 ч
−
Раздел 1. Введение. Теоретический блок – 16 часов
−
Введение в проектную деятельность. Представление о будущем проекте, планирование
процесса создания продукта и реализации этого плана. Что такое проект. Виды проектов. Этапы
работы над проектом. Определение темы проекта. Что такое актуальность. Объект и предмет
исследования. Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской работе. Формулирование
цели и задач проекта.

−

−

−
−

−

−

−
−

−
−

Планирование работы над проектом. Выбор методов и средств достижения цели.
Информация. Способы поиска информации. Виды справочной литературы (словарь, справочник,
энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Анализ и
синтез. Мыслительные операции, необходимые для проектной и учебно- исследовательской
деятельности. Понятия опыт и эксперимент. Правила проведения опытов и экспериментов.
Анкетирование. Алгоритм составления анкеты. Правила проведения. Обработка анкет. Что
входит в папку проекта (портфолио проекта). Содержание и структура отчета проекта.
Рекомендации по оформлению отчета. Что такое паспорт проекта. Рекомендации по
составлению паспорта проекта.
−
Раздел 2. Практический блок – 13 часов.
Выбор темы исследования. Обоснование актуальности выбранной темы, выделение
проблемы. Формулировка гипотезы, цели и конкретных задач.
Определение предмета, объекта и продукта проектной деятельности. Планирование работы.
Составление плана работы. Определение методов исследования. Корректировка цели по
выбранной теме. Формулирование задач проектной деятельности. Планирование работы на
основных стадиях и этапах исследования. Сбор материала для исследования. Работа в
библиотеке с печатными материалами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования. Работа с цифровыми носителями. Поиск информации в сети интернет.
−
Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта – 5 часов.
Психологический аспект в подготовке к предзащите проекта. Знакомство с памяткой «Как
подготовиться к публичному выступлению». Подготовка презентации к предзащите проекта.
Подготовка тезисов к предзащите проекта. Предзащита проектной работы. Анализ. Самоанализ.
Рефлексия предзащиты проекта.
−
− 11 класс
Раздел 1. Теоретический блок - 8 часов. Что входит в папку проекта (Портфолио проекта).
Понятие «Продукт» проектной деятельности. Виды продуктов. Содержание и структура отчета
проекта. Рекомендации по оформлению отчета. Библиография. Правила составления списка
использованной литературы и электронных ресурсов. Рецензия. Кто и зачем составляет
рецензию проекта. Требования к оформлению компьютерной презентации. Подготовка доклада
–защиты проекта. Содержание критериев оценки проекта.
Раздел 2. Практический блок – 16 часов.
Формулирование задач проектной деятельности. Корректировка темы
проекта.
Корректировка актуальности выбранной темы, выделение проблемы. Корректировка гипотезы,
цели и конкретных задач. Корректировка предмета, объекта и продукта проектной деятельности.
Корректировка цели по выбранной теме. Сбор материала для исследования. Работа в библиотеке
с печатными материалами. Обработка информации, полученной из печатных источников. Отбор
и составление списка литературы по теме исследования. Работа с цифровыми носителями.
Поиск информации в сети интернет. Обработка информации, полученной из цифровых
носителей и из сети Интернет. Обработка результатов экспериментов, опытов. Социологических
исследований. Подготовка и формирование продукта проектной и учебно-исследовательской
деятельности. Оформление паспорта проекта.
Оформление папки (портфолио) проекта. Внесение корректив в письменную часть
исследования, добавление списка литературы и используемых ресурсов. Оформление
приложений.
Раздел 3. Заключительный этап. Защита проекта – 10 часов.
Подготовка презентации к защите проекта. Изучение требований к оформлению презентации.
Подготовка тезисов к защите проектно-исследовательской деятельности. Репетиция выступления –
защиты проекта. Защита учебноисследовательских и проектных работ. Анализ. Самоанализ.
Рефлексия проектноисследовательской деятельности

III. Тематическое планирование.

10 класс (34часа в год)

№
п/п
1
2
3

Количество часов
Тема
Раздел 1. Введение Теоретический блок
Раздел 2. Практический блок
Раздел 3. Подготовка к предзащите проекта
Итого

Всего
16
13
5
34

к/р
1
1

11 класс (34часа в год)

№
п/п
1
2
3

Количество часов
Тема
Раздел 1. Теоретический блок
Раздел 2. Практический блок
Раздел 3. Заключительный этап. Защита проекта
Итого

Всего
8
16
10
34

к/р
1
1

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».