МХК (10-11 классы)

Приложение к ООПСОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мировая художественная культура»
(УМК предметная линия учебников
под редакцией Л.Г.Емохоновой)

Программа разработана
методическим объединением
учителей ИЗО, музыки и
технологии

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Мировая художественная культура»
2. Содержание предмета «МХК»
3. Тематическое планирование.

I.

Планируемые результаты освоения предмета «Мировая
художественная культура»

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
 основные виды и жанры искусства;
 изученные направления и стили мировой художественной культуры;
 шедевры мировой художественной культуры;
 особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 выбора путей своего культурного развития;
 организации личного и коллективного досуга;
 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
 самостоятельного художественного творчества.
Результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Мировая художественная культура»)
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении
предмета «Мировая художественная культура», являются:
– приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в
художественных образах;
– осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование
толерантного отношения к другим культурам;
– приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок
национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;
– развитие способности к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры
предполагают:
– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг,
выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
– умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и
отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к
произведениям искусства;
– навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

2

– умение осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства,
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации
информации и создания художественно-творческого продукта.
Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной
художественной культуры;
– понимании специфики основных видов и жанров искусства;
– умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и
сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные
стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;
– понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических
терминов при анализе художественного произведения;
– углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
– в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой
части мировой культуры;
– развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной
культуры сквозь призму мировой;
– готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;
– возможности поддерживать выбранное направление образования;
3) в коммуникативной сфере:
– в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного
произведения;
– умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектноисследовательской и творческой деятельности;
– освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;
4) в эстетической сфере:
– в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;
– умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка
разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;
– развитии художественно-эстетического вкуса;
– развитии общей культуры учащихся.

3

II. Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура».
Мировая художественная культура как учебный предмет обладает огромным
воспитательным и развивающим потенциалом. Благодаря изучению этого предмета школьники
получают возможность развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой. Содержание и
художественно-педагогическая идея программы отражает личностно-смысловую направленность
учебного курса, деятельностный характер обучения.

Содержание программы по Мировой художественной культуре в 10 классе.
(34 часа)
Художественная культура первобытного мира – 3 часа
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве.
Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия.
Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки),
архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и
Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и
современность (роль мифа в массовой культуре).
Художественная культура Древнего мира – 14 часов
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность
ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство
продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и
храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора).
Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм
КандарьяМахадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и
художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке
(дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея);
Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим
находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры,
скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и
эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея
римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя
(Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные
архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Раннехристианское искусство.
Типы храмов, мозаичный декор. Христианская символика.
4

Художественная культура средних веков – 13 часов
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном
христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии
изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная,
космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие
воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь
Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского
собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона
(специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи
церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в
Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального
единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).
Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза
каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные
школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Данте, Джотто, Бонауйти, Ян
Ван Эйк. Музыкальные течения Арос нова.
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века. Китай. Япония.
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез
монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство,
даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал,
знаменный распев).
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века – 4 ч аса
Взаимодействие инь и янь – основа китайской культуры. Архитектура Древнего Китая.
Храм неба в Пекине. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма. Райский сад
монастыря Бедоин в Удзи. Философский сад камней и чайный сад.
Образ рая в архитектуре мечетей. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Образ мусульманского
рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

Содержание программы по Мировой художественной культуре в 11 классе.
(34 часа)
Художественная культура эпохи Возрождения – 9 часов
Возрождение в Италии. Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения. Образ
площади и улицы в живописи Высокое Возрождение.Флоренция — воплощение ренессансной
идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять
книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют
невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи.
Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление
тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода».
Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота
Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы).
Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцыделлаСеньятура в Ватикане:
«Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во
5

Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения.
Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль
полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма»
к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал
«Томлюсь без конца».
Северное Возрождение. Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный
характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и
Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения
в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас».
Диптих «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в
архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Франциска I в Фонтенбло.
РоссоФьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф вПариже. Ренессанс в Англии.
Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение
строптивой».
Художественная культура XVII века – 4 часа
Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост
Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в
Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и
Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная
живопись барокко. Джованни БаттистаГаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви
Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл
Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в
Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола
Петра».
Классицизм. «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль.
Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и
Эвридика».
Художественная культура XVIII – первой половины XIX века – 8 часов
Рококо.Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров
Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные
«багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир. Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический
цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием:
Diesirae, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального»
города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь
Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич
Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход
России к морю». Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович
Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал
Михайловского дворца в Петербурге. Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва
Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович
Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка.
Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные
выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».
Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной
вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
6

Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный
цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая
симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные
сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика.
Данте Габриел Россетти. «BeataBeatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть
Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест
Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В.Давыдова».
Художественная культура второй половины XIX – начала XX века – 8 часов
Реализм. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре
Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович
Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в
развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. Песня
«Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай
Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая
тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема
«человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм. Основные черты импрессионизма в
живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в
скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси.
«Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»).
Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль
Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.
«Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор
Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства
в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин
Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович
Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин.
«Поэма экстаза».
Художественная культура XX века – 5 часов.
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс.
«Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный
взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от
изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8».
Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда».
Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси.
Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала.
«Органическая» архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране.
Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Синтез в
искусстве XX века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир
Иванович НемировичДанченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона
Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из
Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец “Потемкин”». Федерико
Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм. Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим
истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку
7

перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона
500». Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэст в Театремузее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман.
Перформанс «Хасидский Дюшан».

II.

Тематическое планирование.
10 класс (34 часа в год)

№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Художественная культура первобытного мира
Художественная культура Древнего мира
Художественная культура средних веков
Художественная культура Дальнего и Ближнего
Востока в Средние века

3
14
13
4

Итого

34

11 класс (34 часа в год)
№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.
5.
Итого

Наименование разделов и тем
Художественная культура эпохи Возрождения
Художественная культура XVII века
Художественная культура XVIII – первой
половины XIX века
Художественная культура второй половины
XIX – начала XX века
Художественная культура XX века

8

Количество часов
9
4
8
8
5
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».