ИЗО (5-8 классы)

Приложение к ООПООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
5-8 класс
(УМК предметная линия учебников
под редакцией Б.М. Неменского)

Программа
разработанаметодическим
объединением
учителей ИЗО, музыки и
технологии

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
2. Содержание предмета «Изобразительное искусство»
3. Тематическое планирование.

I. Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Выпускник 5 класса научится:
- понимать значение древних корней народного искусства;
- определять связь времён в народном искусстве;
- понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- различать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово,
Хохлома):
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта,
Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства,
современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных
мотивов)
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель,
детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов
украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Выпускник 6 класса научится:
- понимать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики,
скульптуры;
- различать основные жанры изобразительного искусства;
- узнавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский
музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);
- анализировать произведения скульптуры, живописи, графики;
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем,
портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер
черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и
воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Выпускник 7 класса научится:

2

- анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в
ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- определять особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- представлять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства.
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в
конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных
зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную,
объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и
динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты
из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.
Выпускник 8 класса должен знать:
- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных
течений
и
направлений
изобразительного
искусства
конца
XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной
школы;
- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности —
по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива,
конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и
художественных достоинств
произведений изобразительного искусства, соотнося их с
произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого
вида
художественного
творчества
(рисование
с
натуры,
на
темы
и
иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень,
законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»)
3

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных
ценностей многонационального российского общества;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
4

наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном
искусстве,
в
национальных
образах
предметно-материальной
и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр, кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

5

II. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом,
который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру,
архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные
искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является
выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной
деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на
следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные
искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства.
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных
искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором,
с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается
присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность,
игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в
современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на
местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным,
крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым
поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к
миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство
материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и
линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к
уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать
эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и
эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры
его труда, культуры человеческих отношений.
Общая годовая тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства,
изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит
живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим
преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и
6

знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и
человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Общая годовая тема программы 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств –
дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и
декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими
общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых
границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Общая полугодовая тема программы 8 класса «Искусство в жизни современного
человека»
Полугодиепосвящено изучению современного искусства: магии кино и театра, эволюции
изобразительных искусств и технологий, роль изображения в синтетических искусствах.
Искусство учит анализировать, размышлять, является как развитием, так и принципиальным
расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее
возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком.
Синтетические искусства: театр, кино, телевидение, связаны с изобразительным искусством и
являются сегодня господствующими.

Содержание программы по изобразительному искусству в 5 классе.
(34 часа)
I четверть — «Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве.
Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта.
Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники.
II четверть — «Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных
игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца.
Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие
промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
III четверть — «Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение
человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы
и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
IV четверть — «Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное
искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла). Ты сам - мастер
декоративно-прикладного искусства (ваза). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
(панно). Декоративно-прикладное искусство в жизни.

Содержание программы по изобразительному искусству в 6 классе.
(34 часа)
I четверть – «Виды изобразительного искусства». Изобразительное искусство в семье
пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные
возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы
цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы
образного языка изображения.
II четверть – « Мир вещей. Натюрморт». Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира: натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего
мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
III четверть – «Вглядываясь в человека. Портрет». Образ человека - главная тема искусства.
7

Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный
рисунок
и
выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре. Образные возможности
освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
IV четверть – «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Жанры в изобразительном
искусстве. Импрессионисты – новаторы пейзажной живописи. Городской пейзаж. Выразительные
возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Содержание программы по изобразительному искусству в 7 классе.
(34 часа)
I четверть - «Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и
архитектуры». Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация
пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм
графического дизайна.
II четверть – «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий». Объект
и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и
пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных
объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и
целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание
объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в
архитектуре и дизайне.
III четверть – «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека». Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город
сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое
пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в
формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания
пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и
его осуществление.
IV четверть – «Человек в зеркале дизайна и архитектуры». Мой дом — мой образ жизни.
Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина.
Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура
и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик.
Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или
личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир.

Содержание программы по изобразительному искусству в 8 классе.
(16 часов)
Искусство моего народа. Культура – зеркало русской души. Русские народные промыслы. Русь
деревянная. Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С. Пушкина
8

Русский народный костюм.
Труд и искусство. В мастерской художника. Предметы быта – результат творчества человека.
Волшебный мир театра.
В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна. Росписи декоративных работ. Орнамент в
архитектуре. Искусство оформления книги. Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.
Прикладное искусство и дизайн.
Изобразительное искусство в жизни людей. Портрет моего друга. Течения и направления в
изобразительном искусстве ХХ века. Искусство зарубежных художников XIX – начала ХХ в.

III. Тематическое планирование.
5 класс (34 часа в год)
№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.
Итого

Наименование разделов и тем

Количество часов

Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор – человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире

8
7
11
8
34

6 класс (34 часа в год)
№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.
Итого

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды изобразительного искусства и основы их
образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство. Пейзаж

8
7
11
8
34

7 класс (34 часа в год)
№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Художник – дизайн – архитектура. Искусство
композиции – основа дизайна и архитектуры
В мире вещей и зданий. Художественный язык
конструктивных искусств
Город и человек. Социальное значение дизайна
и архитектуры в жизни человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ жизни и индивидуальное
проектирование

8

Итого

7
11
8

34

8 класс (15 часов в год)
9

№ п/п
темы
1.
2.
3.
4.
Итого

Наименование разделов и тем
Искусство моего народа
Труд и искусство
В мире декоративно-прикладного искусства
Изобразительное искусство в жизни людей

10

Количество часов
4
3
3
5
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».