Приложение к ООПООО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» 5-9 класс (УМК: базовый уровень/под ред. В И Ляха .) Программа разработана методическим объединением учителей физической культуры 2022 При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации. В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего образования, предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО». Программа разработана на основе: - ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 31.05. 2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"); - Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В И Ляха. 5-9 классы Программа учебного предмета «Физическая культура» рассчитана на 5 лет обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 340 часов со следующим распределением часов по классам: Год обучения 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Кол-во часов в неделю 2 2 2 2 2 Кол-во учебных недель 34 34 34 34 34 Кол-во часов в учебном году 68 68 68 68 68 Всего: 340 часов Для обеспечения реализации программы используется учебно-методический комплекс: Класс Автор/ Название учебника Издатель учебника Авторский коллектив 5 класс И .В.Ляха Физическая Издательство культура Москва, 2019 6 класс И .В.Ляха 7 класс И .В.Ляха 8 класс И .В.Ляха 9 класс И .В.Ляха Физическая культура Физическая культура Физическая культура Физическая культура Издательство Москва, 2019 Издательство Москва, 2019 Издательство Москва, 2019 Издательство Москва, 2019 Оценивание результатов освоения программы осуществляется согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты - понимать роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - овладевать системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения; - отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; - организовывать самостоятельные систематические занятия физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; - оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; - обогащать опыт совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; - организовывать и мониторить физическое развитие и физическую подготовленность; - формировать умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств; - оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб; - определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; - формировать умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; - владеть основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; - использовать двигательный опыт за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств; - повышать функциональные возможности основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Универсальные познавательные действия: - проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия; - осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности; - анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек; - характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака; - устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности; - устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений; - устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма; - устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; - устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма. Универсальные коммуникативные действия: - выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой; - вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления; - описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом; - наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; - изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения. Универсальные учебные регулятивные действия: - составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб; - составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных снарядах; - активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление; - разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников; - организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 5 класс К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: - выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга; - проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, составлять комплексы упражнений по коррекции и профилактике её нарушения, планировать их выполнение в режиме дня; - составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями физического развития и физической подготовленности, планировать содержание и регулярность проведения самостоятельных занятий; - осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять комплексы упражнений физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики; выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на развитие гибкости, координации и формирование телосложения; - выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции; - демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»; - демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях; приём и передача мяча двумя руками от груди с места и в движении); волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении, прямая нижняя подача); - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 6 класс К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: - характеризовать Олимпийские игры современности как международное культурное явление, роль Пьера де Кубертена в их историческом возрождении; обсуждать историю воз никновения девиза, символики и ритуалов Игр; - измерять индивидуальные показатели физических качеств, определять их соответствие возрастным нормам и подбирать упражнения для их направленного развития; - контролировать режимы физической нагрузки по частоте пульса и степени утомления организма по внешним признакам во время самостоятельных занятий физической подготовкой; - готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в соответствии с правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями; - отбирать упражнения оздоровительной физической культуры и составлять из них комплексы физкультминуток и физкультпауз для оптимизации работоспособности и снятия мышечного утомления в режиме учебной деятельности; - выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносливости; - выполнять правила и демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (технические действия без мяча; броски мяча двумя руками снизу и от груди с места; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху в разные зоны площадки соперника; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 7 класс К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: - проводить анализ причин зарождения современного олимпийского движения, давать характеристику основным этапам его развития в СССР и современной России; - объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание личностных качеств современных школьников, приводить примеры из собственной жизни; - объяснять понятие «техника физических упражнений», руководствоваться правилами технической подготовки при самостоятельном обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры оценивания техники их выполнения; - составлять планы самостоятельных занятий физической и технической подготовкой, распределять их в недельном и месячном циклах учебного года; - составлять и выполнять акробатические комбинации из разученных упражнений, наблюдать и анализировать выполнение другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения; - выполнять стойку на голове с опорой на руки и включать её в акробатическую комбинацию из ранее освоенных упражнений (юноши); - выполнять беговые упражнения с преодолением препятствий способами «наступание» и «прыжковый бег», применять их в беге по пересечённой местности; - выполнять метание малого мяча на точность в неподвижную, качающуюся и катящуюся с разной скоростью мишень; - демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр: баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола; броски мяча двумя руками снизу и от груди в движении; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 8 класс К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: - проводить анализ основных направлений развития физической культуры в Российской Федерации, характеризовать содержание основных форм их организации; - анализировать понятие «всестороннее и гармоничное физическое развитие», раскрывать критерии и приводить примеры, устанавливать связь с наследственными факторами и занятиями физической культурой и спортом; - проводить занятия оздоровительной гимнастикой по коррекции индивидуальной формы осанки и избыточной массы тела; - составлять планы занятия спортивной тренировкой, определять их целевое содержание в соответствии с индивидуальными показателями развития основных физических качеств; - составлять и выполнять акробатические комбинации из разученных упражнений, наблюдать и анализировать выполнение другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения; - выполнять прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись», наблюдать и анализировать технические особенности в выполнении другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения; - выполнять тестовые задания комплекса ГТО в беговых и технических легкоатлетических дисциплинах в соответствии с установленными требованиями к их технике; - демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр: баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча; бросок в корзину двумя и одной рукой в прыжке; тактические действия в защите и нападении; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места; тактические действия в защите и нападении; использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности); - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 9 класс К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: - отстаивать принципы здорового образа жизни, раскрывать эффективность его форм в профилактике вредных привычек; обосновывать пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека, его социальную и производственную деятельность; - понимать пользу туристских подходов как формы организации здорового образа жизни, выполнять правила подготовки к пешим походам, требования безопасности при передвижении и организации бивуака; - объяснять понятие «профессионально-прикладная физическая культура», её целевое предназначение, связь с характером и особенностями профессиональной деятельности; понимать необходимость занятий профессионально-прикладной физической подготовкой учащихся общеобразовательной школы; - использовать приёмы массажа и применять их в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, выполнять гигиенические требования к процедурам массажа; - измерять индивидуальные функциональные резервы; использовать их для планирования индивидуальных занятий спортивной и профессионально-прикладной физической подготовкой; - определять характер травм и ушибов, встречающихся на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время активного отдыха, применять способы оказания первой помощи; - составлять и выполнять комплексы упражнений из разученных акробатических упражнений с повышенными требованиями к технике их выполнения; - совершенствовать технику беговых и прыжковых упражнений в процессе самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению нормативных требований комплекса ГТО; - совершенствовать технические действия в спортивных играх: баскетбол, волейбол, взаимодействовать с игроками своих команд в условиях игровой деятельности, при организации тактических действий в нападении и защите; - тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА на уровне основного общего образования. (68 ч. +68 ч.+ 68 ч.+ 68 ч. + 68 ч. Итого 340 часов). 5 класс 68 часов. Знания о физической культуре (в процессе уроков). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Характеристика основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости и координации. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Легкая атлетика (20 часов). Беговые упражнения: - ускорение с высокого старта; - бег с ускорением от 30 до 50 м; - старт с опорой на одну руку; - бег в равномерном темпе от 6 до 10 минут; - кроссовый бег; бег на 1000м.; - варианты челночного бега 3х10 м. Прыжковые упражнения: - прыжок в длину с места; - тройной прыжок с места. Метание малого мяча: - метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность; - метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень. Гимнастика с основами акробатики (10 часов). Организующие команды и приемы: - построение и перестроение на месте; - выполнение команд "Пол-оборота направо!", "Пол-оборота налево!", "Полшага!", "Полный шаг!". Акробатические упражнения и комбинации: Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми руками. Акробатическая комбинация: и. п.- основная стойка - упор присев-кувырок вперед в стойку на лопатках-сед, наклон к прямым ногам-упор присев - кувырок вперед- встать, руки в стороны. Девочки: кувырок назад в полушпагат. Акробатическая комбинация: и. п.- основная стойка. Равновесие на одной ноге (ласточка)упор присев-кувырок вперед-перекат назад-стойка на лопатках-сед, наклон вперед к прямым ногам-встать - мост с помощью-встать-упор присев-кувырок назад в полушпагат. Опорные прыжки: Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см). Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке. - передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись). Баскетбол + подвижные игры (19 часа). - стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - остановка двумя шагами и прыжком; - комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение); - ведение мяча шагом, бегом, по прямой, с изменением направления движения и скорости; - ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; - передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; - передача мяча двумя руками с отскоком от пола; - броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника; - штрафной бросок; - игра по правилам в мини-баскетбол (3x3, 4x4). Волейбол+ подвижные игры (19 часа). - стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); - прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; - прием и передача мяча сверху двумя руками; - нижняя прямая подача; - прямой нападающий удар с места; - игра по упрощенным правилам мини-волейбола. 6 класс. 68 часов. Знания о физической культуре (в процессе уроков). История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Легкая атлетика (20 часов). Беговые упражнения: - ускорение с высокого старта; - бег с ускорением от 30 до 50 м; - старт с опорой на одну руку; - бег в равномерном темпе от 6 до 10 минут; - кроссовый бег; бег на 1000м.; - варианты челночного бега 3х10 м. Прыжковые упражнения: - прыжок в длину с места; - тройной прыжок с места. Метание малого мяча: - метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность; - метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень. Гимнастика с основами акробатики (10 часов). Организующие команды и приемы: - построение и перестроение на месте; - выполнение команд "Пол-оборота направо!", "Пол-оборота налево!", "Полшага!", "Полный шаг!". Акробатические упражнения и комбинации: Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми руками. Акробатическая комбинация: и. п.- основная стойка - упор присев-кувырок вперед в стойку на лопатках-сед, наклон к прямым ногам-упор присев - - кувырок вперед- встать, руки в стороны. Девочки: кувырок назад в полушпагат. Акробатическая комбинация: и. п.- основная стойка. Равновесие на одной ноге (ласточка)упор присев-кувырок вперед-перекат назад-стойка на лопатках-сед, наклон вперед к прямым ногам-встать - мост с помощью-встать-упор присев-кувырок назад в полушпагат. Опорные прыжки: Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см). Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке. - передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись). Баскетбол+ подвижные игры (19 часов). - стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - остановка двумя шагами и прыжком; - комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) - ведение мяча шагом, бегом, по прямой, с изменением направления движения и скорости; - ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; - передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; - передача мяча двумя руками с отскоком от пола; - броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. - штрафной бросок; - игра по правилам в мини-баскетбол (3x3, 4x4). Волейбол+ подвижные игры (19 часов). - стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); - прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; - прием и передача мяча сверху двумя руками; - верхняя прямая подача; - прямой нападающий удар с места; - игра по упрощенным правилам мини-волейбола. 7 класс. 68 часов. Знания о физической культуре (в процессе уроков). Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Самонаблюдение и самоконтроль. Гимнастика с основами акробатики (10 часов). Организующие команды и приемы: - построение и перестроение на месте; - выполнение команд "Пол-оборота направо!", "Пол-оборота налево!", "Полшага!", "Полный шаг!". Акробатические упражнения и комбинации: Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми руками. Акробатическая комбинация: и. п.- основная стойка - упор присев-кувырок вперед в стойку на лопатках-сед, наклон к прямым ногам-упор присев - стойка на голове с согнутыми ногами- кувырок вперед- встать, руки в стороны. Девочки: кувырок назад в полушпагат. Акробатическая комбинация: и. п.- основная стойка. Равновесие на одной ноге (ласточка)упор присев-кувырок вперед-перекат назад-стойка на лопатках-сед, наклон вперед к прямым ногам-встать - мост с помощью-встать-упор присев-кувырок назад в полушпагат. Опорные прыжки: Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см). Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке. - передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись). Легкая атлетика (20 часов). Беговые упражнения: - ускорение с высокого старта от 30 до 50 м; на результат 30 м., 50 м.; - высокий старт; - бег в равномерном темпе: мальчики до 10 минут, девочки до 8 мин.; - кроссовый бег; бег на 1500м.; - челночный бег 3х10 м. Прыжковые упражнения: - прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»; - прыжок в длину с места; - тройной прыжок с места; Метание малого мяча: - метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность; - метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень. Баскетбол (20 часов). - стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - остановка двумя шагами и прыжком; - ведение мяча шагом, бегом, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости; - ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте с пассивным сопротивлением защитника; - передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника; - передача мяча одной рукой от плеча на месте; - передача мяча двумя руками с отскоком от пола; -броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника; - штрафной бросок; - игра по правилам в мини-баскетбол (3x3, 4x4). Волейбол (18 часов). - стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); - прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; - прием и передача мяча сверху двумя руками; - верхняя прямая подача; - игра по упрощенным правилам мини-волейбола. 8 класс. 68 часов. Знания о физической культуре (в процессе уроков). Физическая культура в современном обществе. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Здоровье и здоровый образ жизни. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Планирование занятий физической культурой Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Гимнастика с основами акробатики (10 часов). Организующие команды и приемы: - построение и перестроение на месте; - повороты в движении направо, налево. Акробатические упражнения и комбинации: Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках. Акробатическая комбинация: и. п.: основная стойка, : равновесие на одной (ласточка) упор присев - кувырок назад в упор стоя ноги врозь - стойка на голове и руках - кувырок вперед со стойки - длинный кувырок вперед - встать, руки в стороны. Девочки: "мост" и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад. Акробатическая комбинация: равновесие на одной (ласточка) - два кувырка слитно кувырок назад - мост из положения стоя или лёжа - поворот на 180 ° в упор присев перекат назад - стойка на лопатках - переворот назад в полушпагат через плечо - упор присев - прыжок вверх с поворотом на 360 °. Опорные прыжки: Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115см). Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см). Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке: - передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед прогнувшись). Легкая атлетика (20 часов). Беговые упражнения: - низкий старт; - бег на результат 30 м., 50 м; - бег без учета времени до 1500 м.; - кроссовый бег; бег на 2000м (мальчики) и 1500 м (девочки). - челночный бег 3х10 м. Прыжковые упражнения: - прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»; - прыжок в длину с места; - тройной прыжок с места; Метание малого мяча. - метание малого мяча на дальность. Баскетбол (20 часов). - стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - остановка двумя шагами и прыжком; - ведение мяча шагом, бегом, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника; - ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; - передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника; - передача мяча одной рукой от плеча на месте; - передача мяча двумя руками с отскоком от пола; - броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника; - то же с пассивным противодействием; - штрафной бросок; - игра по правилам в мини-баскетбол (3x3, 4x4). Волейбол (18 часов). - стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); - прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; - прием и передача мяча сверху двумя руками на месте в паре, в тройках, через сетку; - верхняя прямая подача мяча; - передача мяча над собой, во встречных колоннах; - нападающий удар через сетку; - игра по упрощенным правилам волейбола; - игра в волейбол. 9 класс. 68 часов. Знания о физической культуре (в процессе уроков). Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования). Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом. Гимнастика с основами акробатики (10 часов). Организующие команды и приемы: - построение и перестроение на месте; - повороты в движении направо, налево. Акробатические упражнения и комбинации: Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках. Акробатическая комбинация: и. п.: основная стойка, : равновесие на одной (ласточка) упор присев - кувырок назад в упор стоя ноги врозь - стойка на голове и руках - кувырок вперед со стойки - длинный кувырок вперед - встать, руки в стороны. Девочки: "мост" и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад. Акробатическая комбинация: равновесие на одной (ласточка) - два кувырка слитно кувырок назад - мост из положения стоя или лёжа - поворот на 180 ° в упор присев перекат назад - стойка на лопатках - переворот назад в полушпагат через плечо - упор присев - прыжок вверх с поворотом на 360 °. Опорные прыжки: Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115см). Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см). Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке: - передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись). Легкая атлетика (20 часов). Беговые упражнения: - низкий старт до 30 м; до 50 м.; - бег на результат 50 м; - бег в равномерном темпе до 10 минут; - кроссовый бег; бег на 3000м (мальчики) и 2000 м (девочки). - челночный бег 3х10 м. Прыжковые упражнения: - прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»; - прыжок в длину с места; - тройной прыжок с места; - прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча: - метание малого мяча на дальность. Баскетбол (20 часов). - ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника; - ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; - передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника; - передача мяча одной рукой от плеча на месте; - передача мяча двумя руками с отскоком от пола; - броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника; - броски одной и двумя руками в прыжке; - штрафной бросок; - игра по правилам в мини-баскетбол (3x3, 4x4). Волейбол (18 часов). - стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; - прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; - прием и передача мяча сверху двумя руками на месте в паре, в тройках, через сетку; - передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. - передача мяча сверху, стоя спиной к цели; - верхняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи; - игра по упрощенным правилам волейбола; - игра в волейбол. № п\п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 Вид программного материала Основы знаний о физической культуре, умения и навыки Физическое совершенствование Гимнастика с элементами акробатики Легкая атлетика Спортивные игры (баскетбол) Спортивные игры (волейбол) ИТОГО: Количество часов (уроков) Класс 5 6 7 8 В процессе урока 10 20 19 19 68 10 20 19 19 68 10 20 20 18 68 10 20 20 18 68 9 10 20 20 18 68