Английский язык (5-9 классы)

Приложение к ООПООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Английский язык
5-9 класс
(УМК …Английский в фокусе (авторы Вакулина
Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс Э)

Программа
разработана
методическим
объединением
учителей
английского
языка

2022
1

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Английский язык»
2. Содержание предмета «Английский язык»
3. Тематическое планирование.

I. Планируемые результаты освоения предмета «Английский язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в
единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность
выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление
продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный
язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими
словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что
иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что
необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку.
Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная
и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо
известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных
личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует
последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует
развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность.
Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют
определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой
стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем
школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и
правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью
становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии,
т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде,
как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о
культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны,
что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в
диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою
гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть
причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать
гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя
своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным
стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение
иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества;
2

усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать взаимопонимания;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
- развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям
иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе
учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности,
постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно
выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение,
выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит
постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом
отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания
логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и
т.п. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать
свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям.
Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать,
работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный
язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы
школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять
самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников
коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека
выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и
строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с
государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования
изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных
результатов:
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
3

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение,
формулировать и отстаивать свое мнение;
- умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль,
главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для
выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
- умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать следующие
результаты освоения иностранного языка:
В коммуникативной сфере.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
—начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
—расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на
изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
—рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого
языка;
—делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем),
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного,
выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику
персонажей;
аудировании
—воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
—воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудиои
видеотекстов,
относящихся
к
разным
коммуникативным
типам
речи
(сообщение/рассказ/интервью);
—воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст,
краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении
—ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
—читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания
(определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные,
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
—читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием,
4

используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ,
выборочный перевод), а также справочные материалы; оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
—читать текст с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей
информации;
письме
—заполнять анкеты и формуляры;
—писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
В плане языковой компетенции выпускник основной школы должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные
способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления
многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и
лексической сочетаемости;
- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию
различных коммуникативных типов предложения;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их
эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
- применять правила написания слов, изученных в основной школе;
- адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила
ударения в словах и фразах;
соблюдать
ритмико-интонационные
особенности
предложений
различных
коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы
речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику),
принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и
неформального общения;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки,
сказки, стихи);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
- наличие представления об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
- наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции выпускники основной школы
должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях
дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения:
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова,
словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
- прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению
отдельных абзацев текста;
5

- использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки,
фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
- игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на
понимание основного содержания текста;
- задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых
явлений в тексте;
- использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее
совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных
учебных умений (СУУ).
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно
искать средства ее осуществления;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать
тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари,
энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
- выполнять универсальные логические действия:
—анализ (выделение признаков),
—синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
—выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
—устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
—выстраивать логическую цепь рассуждений,
—относить объекты к известным понятиям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
—обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
—составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
- четко и ясно выражать свои мысли;
- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться
друг с другом);
Специальные учебные умения:
- сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
- владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной
речевой задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание
сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых
слов, объединенных потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных
предложений;
- вычленять в тексте реалии, слова с культурным компонентом значения, анализировать
их семантическую структуру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культурным
фоном аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь
объяснять эти различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владеющему
6

иностранным языком;
- догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки,
словообразовательных моделей;
- использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;
- узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
- действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении
речевого высказывания на изучаемом языке;
- пользоваться справочным материалом: грамматическими и лингвострановедческими
справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными
средствами;
- пользоваться поисковыми системами, находить нужную информацию, обобщать и
делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, при
написании эссе, сочинений, при подготовке проектов;
- овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского
языка способами и приемами.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
общения;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, установление межличностных, межкультурных контактов в
доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и
роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на
иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие
в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном
языке и средствами иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в
живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
- формирование самодисциплины, упорства, настойчивости, самостоятельности в учебном
труде;
- умение работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха;
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт,
фитнес).
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
7

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование.
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в
том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение.
Выпускник научится:
понимать
содержание
прочитанных
учебно-научных,
публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения
на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение.
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые,
учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием
других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в
соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации
учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
8

определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо.
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст.
Выпускник научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту
как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров,
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
9

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики
использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях
на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение
в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой
сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной
программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных
результатов:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

10

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
11

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка,
иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и
родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том
числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
"Иностранный язык". (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для
успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в
современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка
и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение
выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего
выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого
иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык
как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для
получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях.
К концу третьего этапа обучения лексический продуктивный минимум учащихся должен
составлять 1200 лексических единиц; общий объем лексики, используемой в текстах для
чтения и аудирования,— 1300—1500 лексических единиц.
За этот период времени
учащимся предлагается овладеть следующими
словообразовательными средствами:
_ деривация (суффиксы для образования существительных -hood, -dpm, -ness, -or, -ess;
прилагательных -al, -able;
префиксы с отрицательной семантикой dis-, non-, im-, ir-);
_ субстантивация прилагательных (old — the old; young—the young);
_ словосложение;
_ конверсия;
_ соблюдение политкорректности при использовании дериватов и сложных слов (сравни:
actress— actor; businesswoman— business person).
Большое внимание уделяется таким лингвистическим особенностям лексических единиц,
как:
- полисемия, антонимия, синонимия;
- стилистическая дифференциация синонимов (child—kid, alone— lonely);
- использование фразовых глаголов, фразеологизмов;
- различение омонимов;
- глаголы, управляемые предлогами (stand for etc);
- абстрактная и стилистически маркированная лексика;
- национально-маркированная лексика: реалии, фоновая и коннотативная лексика.
Большое внимание также уделяется трудностям в употреблении специфических лексем,
пар слов, например: police, couple/pair, use (v)— use (n), technology, serial/series etc.
Учащиеся должны получить представление об устойчивых словосочетаниях, оценочной
12

лексике, репликах-клише речевого этикета, отражающих культуру англоязычных стран,
используемых для того, чтобы:
- сообщать о том, что собеседник ошибается, не является правым;
- описывать сходство и различие объектов (субъектов);
- выражать уверенность, сомнение;
- высказывать предупреждение, запрет;
- использовать слова-связки в устной речи и на письме (so, as, that’s why, although,
eventually, on the contrary etc).
Грамматическая сторона речи
- правильно использовать нулевой артикль с субстантивами man и woman;
- правильно использовать определенный артикль для обозначения класса предметов (the
tiger);
- использовать неопределенный артикль для обозначения одного представителя
использовать временные формы present progressive passive, past progressive passive, present
perfect passive, past perfect passive.
- употреблять причастие в сочетаниях to have fun (difficulty/trouble) doing something, to
have a good (hard) time doing something.
- употреблять герундиальные форм после глаголов, обозначающих начало и конец
действия (start reading), глаголов, управляемых предлогами (succeed in doing something), а
также глагола go (go swimming).
_ сопоставлять использования инфинитива и герундия после глаголов stop, remember,
forget.
- использовать сложное дополнение после:
_ глаголов want, expect и оборота would like;
_ глаголов чувственного восприятия see, hear, feel, watch etc;
_ глаголов let и make (в значении «заставлять»).
Глагольные структуры:
_ to have something done, to be used to doing something (в сопоставлении с used to do
something).
ученик получит возможность научиться:
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную
тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и стране изучаемого языка;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста,
выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные.

II. Содержание учебного предмета «Английский язык».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. При создании программы учитывались возрастные,
психологические и соматические особенности обучающихся. Это нашло отражение в выборе
текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.
Предметное содержание речи 5 класс Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение
конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. Досуг и увлечения (чтение, кино,
театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. Здоровый образ
жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с
зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время. Мир профессии. Проблемы выбора
профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. Вселенная и человек. Природа: флора и
фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в

13

городской/сельской местности.
6 класс Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность
и черты характера человека. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха,
путешествия. Молодежная мода. Покупки. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт,
сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь,
изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение,
радио, Интернет) Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности
7 класс Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность
и черты характера человека. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха,
путешествия. Молодежная мода. Покупки. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт,
сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь,
изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение,
радио, Интернет) Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
8 класс Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность
и черты характера человека. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха,
путешествия. Молодежная мода. Покупки. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт,
сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь,
изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение,
радио, Интернет) Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
Транспорт. страны изучаемого языка и родная страна, их столицы и крупные города, регионы,
достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные
даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, ихвклад в науку и мировую
культуру Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее.
9 класс Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность
и черты характера человека. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха,
путешествия. Молодежная мода. Покупки. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт,
сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь,
изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение,
радио, Интернет) Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
Транспорт. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение,
столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории,
выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру Мир профессии.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь
диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и
письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными
видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в
разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях
формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность.

14

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание),
говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача
содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым,
просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование
информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст.
1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость,
смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура
текста. План текста. Способы развития темы в тексте.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана
текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений
в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели,
темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа,
стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого
высказывания. Информационная переработка текста.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка.
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия),
публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка,
доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и
функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной
разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание
письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо,
расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в
спорах с использованием разных средств аргументации.

III. Тематическое планирование.
5 класс (102 часа в год)
№
п/п

15

Тема

Количество часов
В том
Всего
числе РР

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Повторение
Школа
Страны и национальности
Дом
Семья
Животные
Моё расписание
Времена года
Праздники
Магазины
Итого

4
10
11
11
11
11
11
11
11
11
102

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

6 класс (102 часа в год)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема

Кто есть кто
Вот и мы
Поехали
День за днём
Праздники
На досуге
Вчера, сегодня, завтра
Правила и инструкции
Еда
Каникулы

Количество часов
В том
Всего
числе РР
10
10
1
10
1
12
1
10
1
10
1
11
1
11
1
11
1
12
1
Итого
102
9

7 класс (102 часа в год)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема

Образ жизни
Время рассказов
Внешность и характер
Об этом говорят и пишут
Что ждёт нас в будущем
Развлечения
В центре внимания
Проблемы экологии
Время покупок
В здоровом теле здоровый дух
Итого

Количество часов
В том
Всего
числе РР
10
10
1
10
1
12
1
10
1
10
1
11
1
11
1
11
1
12
1
102
9

8 класс (102 часа в год)
№
п/п
1
2
3
4
5

16

Тема

Общение
Продукты питания
Великие умы человечества
Будь самим собой
Глобальные проблемы

Количество часов
В том
Всего
числе РР
10
10
1
10
1
12
1
12
1

6
7
8

Культурные обмены
Образование
На досуге
Итого

12
13
13
102

1
1
1
9

9 класс (102 часа в год)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема

Праздники
Образ жизни
Очевидное-невероятное
Современные технологии
Литература и мскусство
Город и горожане
Вопросы личной безопасности
Трудности
Итого

Количество часов
В том
Всего
числе РР
13
13
1
13
1
12
1
12
1
13
1
13
1
13
1
102
9

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:
Английский язык 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций, Spotlight 5,
Английский в Фокусе / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М., Просвещение,
2017.
Английский язык 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций, Spotlight 6, Английский в
Фокусе / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М., Просвещение, 2018.
Английский язык 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций, Spotlight 7,
Английский в Фокусе / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М., Просвещение,
2018.
Английский язык 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций, Spotlight 8, Английский в
Фокусе / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М., Просвещение, 2018.
Английский язык 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций, Spotlight 9, Английский в
Фокусе / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М., Просвещение, 2018

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».