Приложение к ООПСОО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика 7– 9 классы» (УМК К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. УМК Л. Л. Босова, А. Ю. Босова) Программа разработана методическим объединением учителей информатики и математики 2022 Программа основного общего образования по предмету «Информатика» Данная программа курса по предмету «Информатика» основана на учебнометодических комплектах (далее УМК), обеспечивающих обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники: «Информатика. 7 класс» «Информатика. 8 класс» «Информатика. 9 класс» завершенной предметной линии для 7–9 классов. Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в основной школе. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся. Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Информатика» 2. Содержание предмета «Информатика» 3. Тематическое планирование. I. Планируемые результаты освоения предмета «Информатика» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты 1) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 2) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; 6) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Содержание предмета «Информатика» Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения курса информатики учащимися основной школы. Важная задача изучения этих содержательных линий в курсе – добиться систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов II. ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль. В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся. Важной составляющей УМК является использование комплекта Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Этот комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр. В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 7–9 классов может быть выделено три крупных раздела: I. Основы информатики Техника безопасности. Организация рабочего места Информация и информационные процессы Кодирование информации Компьютер Основы математической логики Модели и моделирование II. Алгоритмы и программирование Алгоритмизация и программирование (7 класс) Программирование (8-9 класс) III. Информационно-коммуникационные технологии Обработка текстовой информации Обработка графической информации Обработка числовой информации Компьютерные сети Мультимедиа Базы данных Робототехника Планирование учебного материала представлено в варианте: В объёме 34 учебных часа (по 1 часу в неделю в 7 классах). В объёме 34 учебных часа (по 1 часу в неделю в 8 классах). В объёме 68 учебных часов (по 2 часа в неделю в 9 классах). Тематическое планирование учебного материала с указанием его объема и распределения по годам изучения представлено в таблицах. III. Тематическое планирование Курс, по 1 часу в неделю в 7-8 классах, 2 часа в неделю в 9 классах. (всего 136 часов) № Основы информатики Тема Таблица 1. Количество часов / класс Всего 7 кл. 8 кл. 9 кл. Информация и информационные процессы Кодирование информации Компьютер Основы математической логики Модели и моделирование Итого: Алгоритмы и программирование 6. Алгоритмизация и программирование Итого: Информационно-коммуникационные технологии 7. Обработка числовой информации 8. Обработка текстовой информации 9. Обработка графической информации 10. Компьютерные сети 11. Мультимедиа 12. Базы данных Итого: Резерв Итого по всем разделам: 1. 2. 3. 4. 5. 3 11 11 8 10 43 3 9 11 1 9 12 1 8 10 22 34 34 9 9 10 10 15 15 16 10 5 11 3 6 51 8 136 1 5 5 1 3 6 5 9 15 1 34 10 11 1 34 6 25 6 68