Приложение к ООП СОО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Право» 10-11класс (УМК: Л.Н. Боголюбов и др. Под редакцией А.Ю. Лазебниковой, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2019г.) Программа разработана методическим объединением учителей истории и обществознания . 2022 Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Право» 2. Содержание предмета «Право» 3. Тематическое планирование. I. Планируемые результаты освоения предмета «Право» Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненныепланы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашейстраны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национальногосамоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих вРФ. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественнойжизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы 2 человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическаяграмотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для ихдостижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первуюпомощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия идружелюбия). Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цельдостигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленнойцели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальныезатраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью. Познавательные универсальные учебныедействия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять 3 развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационныхисточниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационныхисточниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственногоразвития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способовдействия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсныеограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные результаты Выпускник на углубленном уровне научится: – выделять содержание различных теорий происхождения государства; – сравнивать различные формыгосударства; – приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; – соотносить основные черты гражданского общества и правовогогосударства; – применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законныхинтересов; – оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; – сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем(семей); – проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь ивзаимовлияние; – характеризовать особенности системы российскогоправа; – различать формы реализацииправа; – выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовойкультуры; – оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законностив Российской Федерации; – различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенныхправ; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества игосударства; 4 – целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; – сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскуюслужбу; – оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в РоссийскойФедерации; – характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системномвзаимодействии; – характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическоезначение; – дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; – характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; – характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; – характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательнойинициативы; – выделять особенности избирательного процесса в РоссийскойФедерации; характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; – определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международногоправа; – различать способы мирного разрешенияспоров; – оценивать социальную значимость соблюдения правчеловека; – сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты правчеловека; – дифференцировать участников вооруженныхконфликтов; – различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военныхдействий; – выделять структурные элементы системы российскогозаконодательства; – анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданскогоправа; – проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества инедостатки; – целостно описывать порядок заключения гражданско-правовогодоговора; – различать формынаследования; – различать виды и формы сделок в РоссийскойФедерации; – выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальнойдеятельности; – анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжениябрака; – различать формы воспитания детей, оставшихся без попеченияродителей; – выделять права и обязанности членовсемьи; – характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовыхправоотношений; – проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудовогодоговоров; 5 – различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовымиспособами; – дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание заних; – проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; – целостно описывать структуру банковской системы РоссийскойФедерации; – в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговыхправоотношений; – соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за ихсовершение; – применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; – дифференцировать права и обязанности участников образовательногопроцесса; – проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовымиспособами; - давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; – применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативныхактов; – выявлять особенности и специфику различных юридическихпрофессий. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – проводить сравнительный анализ различных теорий государства иправа; – дифференцировать теории сущности государства по источнику государственнойвласти; – сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкованияправа; – оценивать тенденции развития государства и права на современномэтапе; – понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовомунигилизму; – классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия иизменения; – толковать государственно-правовые явления ипроцессы; – проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем другихгосударств; – различать принципы и видыправотворчества; – описывать этапы становления парламентаризма вРоссии; – сравнивать различные виды избирательныхсистем; – анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международныхотношениях; – анализировать институт международно-правового признания; – выявлять особенности международно-правовойответственности; – выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарногоправа; – оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военноговремени; – формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; – различать опеку ипопечительство; – находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности; – определять применимость норм финансового права в конкретной правовойситуации; – характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовойотчетности; 6 – определять судебную компетенцию, стратегию и тактику веденияпроцесса. II. Содержание учебного предмета «Право». 10 класс (68 часов) • • • • • • • • • • • • • • • • Тема I. Право и государство Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства. Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве. Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функциигосударства. Правовое государство. Понятие правового государства. Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права игосударства. Тема II. Форма и структура права Место права в системе социального регулирования общества. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы. Формы (источники) права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Законные интересы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Нормы и основные отрасли права в России. Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа. Тема III. Становление и развитие отечественного права. Формирование и развитие русского права. Главные источники права на Руси. Развитие имущественных прав. От суда общественного к суду государственному. Эволюция советского законодательства. От диктатуры пролетариата к общенародному государству. Уголовный кодекс РСФСР 1922г. и уголовное законодательство на разных этапах развития государства. Юридический статус граждан СССР. Советская судебная система. Формирование права современной России. Конституция 1993г. Реформа системы правосудия. Возращение «буржуазного» гражданского права. Уголовное право и уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001г 7 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Тема IV. Правотворчество и правореализация Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника. Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Общие правила применения права. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды. Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений. Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правопорядок. Гарантии законности и правопорядка. Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права. Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды. Юридический конфликт. Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Тема V. Право и личность Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека. Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации. Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека. Тема VI. Основы конституционного права Российской Федерации Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельностьгосударства. Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в Российской Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, 8 • • • права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданствеРФ. Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. Содержание учебного предмета «Право». 11 класс (68 часов) • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Тема I. Основные отрасли российского права Глава 1. Гражданское право Общие положения гражданского права: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Авторское право Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве. Глава 2. Семейное право. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Глава 3. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Трудоустройство и занятость. Дисциплина труда. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Глава 4. Административное право. Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Административно-правовой статус гражданина. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Глава 5. Уголовное право. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. 9 • • Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Глава 6. Финансовое право. Налоговое право. Экологическое право. Международное право. Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит.Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Экологическое право. Международное право. Международное гуманитарное право Международное гуманитарное право в условиях вооружённого конфликта. Тема II. Процессуальное право. Гражданский процесс: предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Прохождение дела в суде. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Уголовное судопроизводство. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Конституционное судопроизводство. Заключение. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. III. Тематическое планирование. • • • • • • • • • • • • 10 класс (68 часов в год) № п/п Тема Количество часов Всего Право и государство Формы и структура права Правотворчество и правореализация Право и личность Основы конституционного права Российской Федерации 1 2 3 4 5 к/р 11 9 18 11 19 Итого 1 1 1 68 3 Тематическое планирование. 11 класс (68 часов в год) № п/п Тема Количество часов Всего 1 2 Гражданское право Семейное право 25 5 10 к/р 1 3 4 5 6 7 8. Правовое регулирование трудовых отношений Административное право Уголовное право Финансовое право. Налоговое право. Экологическое право. Международное право. Процессуальное право Профессия – юрист. Заключение. Итого 11 11 7 7 5 1 1 7 1 68 1 4