Обществознание (10-11 классы)

Приложение к ООПСОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание»
10-11 класс
(УМК: базовый уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова,
Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева. – М.:
Просвещение, 2019г.)

Программа разработана методическим
объединением учителей
истории и обществознания

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание»
2. Содержание предмета «Обществознание»
3. Тематическое планирование.
I. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 10 классе
Личностными результатами изучения курса обществознания в 10 классе являются:
— умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
— умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
— умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;
— умение различать абсолютную и относительную истины;
— умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
— умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
— умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
— умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
— умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и
навыки:
— умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
— выявление особенностей научного познания;
— выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
— выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в
жизни человека;
— умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинноследственных связей;
— раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в
диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника
социальных и правовых знаний.
Предметные результаты изучения обществознания включают:
— выделение черт социальной сущности человека;
— определение роли духовных ценностей в обществе;
— умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
— умение различать виды искусства;
— выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;
— выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
— умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

—

выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей
многообразие и противоречивость социального развития;
— умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
— формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации;
иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;
— сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;
— выделение основных элементов системы права;
— выстраивание иерархии нормативных актов;
— выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;
— умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
— аргументация важности соблюдения норм экологического права, и характеристика способов
защиты экологических прав;
— раскрытие содержания гражданских правоотношений;
— умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
— умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
— способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
— извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 11 классе
Личностными результатами изучения курса обществознания в 11 классе являются:
— осознание учащимися зависимости между перспективами экономического развития страны и
возможностями активного участия в её экономической жизни;
— ориентация в социальных ролях участников экономической деятельности;
— формирование активной позиции учащихся в общественной жизни при решении задач в
области социально-экономических отношений;
— осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;
— готовность к рациональному экономическому поведению в усло виях как подъёма, так и спада
экономической активности в стране;
— способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей (труженика,
производителя);
— понимание важности активного и ответственного отношения к экономической деятельности,
ориентированность на посильное участие в ней;
— способность ставить личные цели и строить жизненные планы;
— соотношение поступков с принятыми нормами морали;
— анализ различных ситуаций свободного выбора, выявление его оснований и последствий;
— различение формы чувственного и рационального познания, пояснение их примерами;
— различение абсолютной и относительной истины;
— понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него
самого — его образовательных успехов, квалификации, направленности личности;
— осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите
своих интересов;
— готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с учётом гендерных
особенностей социализации;
— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести диалог с
другими людьми, учитывая гендерные особенности, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

— сформированность гражданской позиции активного и сознательного члена российского
общества;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и
навыки:
— умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социальноэкономической действительности;
— критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров
и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;
— умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической
целесообразности и результативности;
— умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и
тенденций экономического развития общества, интерпретации социально-экономических
изменений;
— умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;
— умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими
тенденций;
— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывая позиции других её участников, избегая негативного влияния гендерных
стереотипов;
— умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию
поведения в соответствии с гендерными предписаниями, с учётом гражданских и
нравственных ценностей;
— умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической
ситуации) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных, оснований для
классификации, сопоставления и сравнения;
— критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные
подходы в освещении современных демографических процессов; формулирование на этой
основе собственных заключений и оценочных суждений;
— умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Предметные результаты изучения обществознания включают:
— умение конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
— различение форм бизнеса;
— оценивание деятельности различных финансовых институтов, определение задач, функций и
роли Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
— способность извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
— анализ практических ситуаций, связанных с реализацией гражданами своих экономических
интересов;
— умение различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
— раскрытие взаимосвязи экономики с другими сторонами жизни общества;
— способность выделять причины безработицы и различать её виды;
— умение различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
— выделение критериев социальной стратификации;
— различение видов социальной мобильности;

— умение характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на развитие современной семьи;
— выявление причин социальных конфликтов, моделирование ситуации путей разрешения
конфликтов;
— способность выделять субъекты политической деятельности и объекты политического
воздействия;
— умение раскрывать принципы государства как основного института политической системы
общества;
— различение типов политических режимов, оценка роли политических режимов различных
типов в общественном развитии;
— установление взаимосвязи правового государства и гражданского общества, способность
раскрывать ценностный смысл правового государства;
— формулирование суждения о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе.
III. Содержание учебного курса «Обществознание»
10 класс(3 ч/неделю) - 102 ч
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
Ведение (2 ч).
–Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе.
–Структура общества. Особенности социальной системы.
–Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
–Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного
мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт
биологической, социальной и культурной эволюции.
– Деятельность – способ существования.
– Познавательная деятельность
– Свобода и необходимость в деятельности человека
– Современное общество.
– Глобальнаяугроза международного терроризма.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ
–Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог
культур.
–Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в
жизни человека.
–Мораль и религия. Мораль, ее категории.
–Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
–Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая
культура. Тенденции духовной жизни современной России.
–Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры
как общественного явления.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
–Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права.
Естественное право, как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного
права. Принципы, презумпции, аксиомы.Основные признаки права. Право и мораль.

–Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.
Публичное и частное право.
–Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Законотворческий процесс в Российской Федерации,
–Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
–Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Современное российское законодательство.
–Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права. Правовая защита природы.
–Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Итоговое повторение

Содержание учебного курса «Обществознание»
11 класс (3 ч/неделю) – 102 ч
Раздел 1. «Экономическая жизнь общества.
Введение.
–Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
–Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
–Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
–Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные
издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые
предприятиями.
–Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
–Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование
бюджета в Российской Федерации. Муниципальные органы власти: формирование местного
бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
–Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в
современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы и минусы кредитования
граждан.
–Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
–Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
–Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы и расходы;
навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное
экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. «Социальная сфера»
–Социальная структура общества.
–Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
–Нация и национальные отношения.
–Семья и быт. Проблема неполных семей.
–Гендер – социальный пол.

–Молодежь в современном обществе.
–Демографическая ситуация в современной России.Демографическая ситуация в РФ.
Раздел 3. «Политическая жизнь общества»
–Политика и власть.
–Политическая система.
–Гражданское общество и правовое государство.
–Демократические выборы.
–Политические партии и партийные системы.
–Политическая элита и политическое лидерство.
–Политическое сознание.
–Политическое поведение.
–Политический процесс и культура политического участия.
Заключение. Взгляд в будущее. Итоговое повторение

III. Тематическое планирование.
10 класс (102 часа в год)
№
п/п
1
2
3
4

Количество часов
Тема
Человек в обществе
Общество как мир культуры
Правовое регулирование общественных отношений.
Итоговое повторение
Итого

Всего
30
25
45
2
102

к/р
1
1
1
3

11 класс (102 часа в год)
№
п/п
1
2
3
4

Количество часов
Тема
Экономическая жизнь общества
Социальная сфера
Политическая жизнь общества.
Заключение. Взгляд в будущее. Итоговое повторение
Итого

Всего
40
25
35
2
102

к/р
1
1
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».