Приложение к ООПСОО Муниципальное общеобразовательное учреждение "Киришская средняя общеобразовательная школа №8" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Обществознание» 10-11 класс (УМК: базовый уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2019г.) Программа разработана методическим объединением учителей истории и обществознания 2022 Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание» 2. Содержание предмета «Обществознание» 3. Тематическое планирование. I. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 10 классе Личностными результатами изучения курса обществознания в 10 классе являются: — умение соотносить поступки с принятыми нормами морали; — умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; — умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами; — умение различать абсолютную и относительную истины; — умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека; — умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; — умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; — умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования; — умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами. Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки: — умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; — выявление особенностей научного познания; — выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; — выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека; — умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; — умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинноследственных связей; — раскрытие связи между мышлением и деятельностью; — способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем; — умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний. Предметные результаты изучения обществознания включают: — выделение черт социальной сущности человека; — определение роли духовных ценностей в обществе; — умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; — умение различать виды искусства; — выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни; — выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида; — умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; — выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития; — умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; — формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем; — сравнивание правовых норм с другими социальными нормами; — выделение основных элементов системы права; — выстраивание иерархии нормативных актов; — выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации; — умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; — аргументация важности соблюдения норм экологического права, и характеристика способов защиты экологических прав; — раскрытие содержания гражданских правоотношений; — умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; — умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; — способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; — извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 11 классе Личностными результатами изучения курса обществознания в 11 классе являются: — осознание учащимися зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в её экономической жизни; — ориентация в социальных ролях участников экономической деятельности; — формирование активной позиции учащихся в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений; — осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения; — готовность к рациональному экономическому поведению в усло виях как подъёма, так и спада экономической активности в стране; — способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей (труженика, производителя); — понимание важности активного и ответственного отношения к экономической деятельности, ориентированность на посильное участие в ней; — способность ставить личные цели и строить жизненные планы; — соотношение поступков с принятыми нормами морали; — анализ различных ситуаций свободного выбора, выявление его оснований и последствий; — различение формы чувственного и рационального познания, пояснение их примерами; — различение абсолютной и относительной истины; — понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого — его образовательных успехов, квалификации, направленности личности; — осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите своих интересов; — готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с учётом гендерных особенностей социализации; — толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести диалог с другими людьми, учитывая гендерные особенности, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; — сформированность гражданской позиции активного и сознательного члена российского общества; — сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки: — умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социальноэкономической действительности; — критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений; — умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической целесообразности и результативности; — умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденций экономического развития общества, интерпретации социально-экономических изменений; — умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия; — умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций; — способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем; — умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других её участников, избегая негативного влияния гендерных стереотипов; — умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию поведения в соответствии с гендерными предписаниями, с учётом гражданских и нравственных ценностей; — умение классифицировать социальные явления (различные аспекты демографической ситуации) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных, оснований для классификации, сопоставления и сравнения; — критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении современных демографических процессов; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; — умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; — умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей. Предметные результаты изучения обществознания включают: — умение конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; — различение форм бизнеса; — оценивание деятельности различных финансовых институтов, определение задач, функций и роли Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; — способность извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; — анализ практических ситуаций, связанных с реализацией гражданами своих экономических интересов; — умение различать и сравнивать пути достижения экономического роста; — раскрытие взаимосвязи экономики с другими сторонами жизни общества; — способность выделять причины безработицы и различать её виды; — умение различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; — выделение критериев социальной стратификации; — различение видов социальной мобильности; — умение характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи; — выявление причин социальных конфликтов, моделирование ситуации путей разрешения конфликтов; — способность выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия; — умение раскрывать принципы государства как основного института политической системы общества; — различение типов политических режимов, оценка роли политических режимов различных типов в общественном развитии; — установление взаимосвязи правового государства и гражданского общества, способность раскрывать ценностный смысл правового государства; — формулирование суждения о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе. III. Содержание учебного курса «Обществознание» 10 класс(3 ч/неделю) - 102 ч РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ Ведение (2 ч). –Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. –Структура общества. Особенности социальной системы. –Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. –Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. – Деятельность – способ существования. – Познавательная деятельность – Свобода и необходимость в деятельности человека – Современное общество. – Глобальнаяугроза международного терроризма. РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ –Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. –Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. –Мораль и религия. Мораль, ее категории. –Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. –Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. –Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления. РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ –Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право, как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.Основные признаки права. Право и мораль. –Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. –Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Законотворческий процесс в Российской Федерации, –Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. –Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Современное российское законодательство. –Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. –Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ. Итоговое повторение Содержание учебного курса «Обществознание» 11 класс (3 ч/неделю) – 102 ч Раздел 1. «Экономическая жизнь общества. Введение. –Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. –Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. –Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. –Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. –Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. –Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации. Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. –Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы и минусы кредитования граждан. –Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. –Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. –Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. Раздел 2. «Социальная сфера» –Социальная структура общества. –Социальные нормы и отклоняющееся поведение. –Нация и национальные отношения. –Семья и быт. Проблема неполных семей. –Гендер – социальный пол. –Молодежь в современном обществе. –Демографическая ситуация в современной России.Демографическая ситуация в РФ. Раздел 3. «Политическая жизнь общества» –Политика и власть. –Политическая система. –Гражданское общество и правовое государство. –Демократические выборы. –Политические партии и партийные системы. –Политическая элита и политическое лидерство. –Политическое сознание. –Политическое поведение. –Политический процесс и культура политического участия. Заключение. Взгляд в будущее. Итоговое повторение III. Тематическое планирование. 10 класс (102 часа в год) № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема Человек в обществе Общество как мир культуры Правовое регулирование общественных отношений. Итоговое повторение Итого Всего 30 25 45 2 102 к/р 1 1 1 3 11 класс (102 часа в год) № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема Экономическая жизнь общества Социальная сфера Политическая жизнь общества. Заключение. Взгляд в будущее. Итоговое повторение Итого Всего 40 25 35 2 102 к/р 1 1 1 3