История (9 класс)

Приложение к ООПООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
9 класс
(УМК …Всеобщая история:
-О. С. Сороко-Цюпа., А. О. Сороко- Цюпа., Новейшая
история. Под редакцией А. А. Искендерова.
9 класс. - М. "Просвещение"2015
История России:
-История России 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов
А.А., Левандовский А.А.., и др./Под ред. Торкунова
А.В.- М.) "Просвещение", 2016 г.
…

Программа
разработанаметодическим
объединением учителей
истории и обществознания.
.

2022

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «История»
2. Содержание предмета «История»
3. Тематическое планирование.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических
группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на
территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных
учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём
сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные
высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX
в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и
Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные
акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка,
мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими
решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II;
государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К.
П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н.
Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-

Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие
Российского государства;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по Всеобщей
истории.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;


осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;



понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.

Метапредметные результаты:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
 овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;






умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.

2.Содержание предмета «История»
Всеобщая история
(24 часа)
Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Первая мировая война (4 ч.)
Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная
эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция
как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и
США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического
развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху:
лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление
регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства
государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из
основных элементов государственной политики индустриально развитых стран.
Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации
накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его
последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи.
Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале
XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы:
консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале
XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социалреформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального
раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за
передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военнополитических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений
в европейском обществе.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы
участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой
войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной
союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь,
социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и
разрушительная за всю историю человечества.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая
карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта
сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры

колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного
мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины
неустойчивости новой системы международных отношений.
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (3ч.)
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового
общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право).
Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социалдемократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении:
образование леворадикальных сил - коммунистических партий. Активизация
праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий.
Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат
Первой мировой войны.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские
движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг.
Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и
трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение
экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального
общества.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая
депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса.
Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных
пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либеральнодемократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование.
Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины
наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в.
Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма.
Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его
экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа
развития современного капиталистического государства как главный исторический итог
«нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции.
Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными
проблемами.
Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во
Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления
кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь
выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней
экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические
предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности
итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и
обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса.
Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки
формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной
диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль
нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественнополитической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне.
Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение
монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь.
Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в

Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры.
Особенности испанского фашизма.
Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах
Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные
действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как
организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность
политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики
нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937 г.),
Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные
соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (2 ч.)
Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в
странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и
проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы
осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и
модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на
примере Японии, Китая и Индии.
Культурно-цивилизационное
своеобразие
латиноамериканского
общества.
Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских
стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие
модернизации в странах Латинской Америки.
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (2 ч.)
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация,
фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г.
Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как
составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом.
Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение
Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема
открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской
коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных
действий и послевоенном устройстве мира.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.).
Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом
океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии.
Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для
человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй
половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США.
Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух
германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН.
Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками.
Преступления против человечности.
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (14 ч.)
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (3 ч.)
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный).
Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы
и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка
вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление

соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и
сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной
Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах
Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация
мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке:
общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности
и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство
благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа
производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и
символы.
Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап
научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному
(информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре
занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и
образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики
ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский,
социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социальноэкономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях
глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США,
Европейский союз, Япония).
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине
XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения.
Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй
половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических
партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического
движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на
платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских
группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных
националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во
второй половине XX - начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния
гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные
движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов,
экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы
взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем
противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения
как движения гражданских инициатив.
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и
многообразие.Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (8ч.)
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после
окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в
1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития
ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в
конце XX - начале XXI в.
Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и
консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер «консервативная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция
лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй
половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея
«величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка

генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования
левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика
Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.
Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как
особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в.
Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков:
правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.:
оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.),
объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух социальноэкономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги.
«Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в
ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и
политические проблемы объединенной Германии.
Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия
«Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы
(социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах.
Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в
экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в
Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в
странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные
направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на
рубеже XX-XXI вв.
Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора
путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки.
Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона,
индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели
взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире.
Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран
Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных
отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги.
Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление
национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао
Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден
Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в.
Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социальноэкономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты
модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция.
Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962
г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и
проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях.
Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в
единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в
глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция
в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его

расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские
отношения в конце XX - начале XXI в.
Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты.
Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов,
производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль
государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и
культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы
современности, пути их решения.
Тема 7. Культура XX века (2 ч.)
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина
мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного
и иррационального. Науки об обществе в начале XX в.
Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до
постмодернизма конца XX - начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль
модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм
и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм,
дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в
архитектуре.
Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме),
в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А.
Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. ДосПасос,
Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в
литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала
XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930-е гг.
Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира.
Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на
службе у пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и
проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль
науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер.
Интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М.
Фуко, Ж-Деррида). Осмысление проблем информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская
литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда
(Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г.
Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П.
Коэльо. «Алхимик»),
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945-1960
гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные
направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в
архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный
поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая
индустрия (шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая
культура и элитарное искусство.
История России (44 часа)
Глава I. Россия в первой четверти XIX в. (10 часов)

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы
М.М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Отечественная война
1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825
гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренне политике Александра I в 18131825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие
страны в первой четверти XIX века. Общественное движение при Александре I.
Выступление декабристов.
Глава II. Россия во второй четверти XIX в. (9 часов)
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренне политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века. Общественное
движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864
гг. Крымская война 1853-1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине
XIX века.
Глава III. Россия в эпоху великих реформ. (8 часов).
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II:
начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и
правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период. Общественное движение при Александре II и политика правительства.
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и
России. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Глава IV. Россия в 1880-1890-е гг. (10 часов)
Александр III. Особенности внутренней политики. Перемены в экономике и
социальном строе. Общественное движение в 1880 - первой половине 1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Повседневная жизнь
разных слоев населения в XIX веке.
Глава V. Россия в начале XX века. (7 часов)
Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. Николай II: начало
правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая российская революция и политические
реформы 1905-1907 гг. Социально-экономические реформы П.А.Столыпина.
Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. Серебряный век русской культуры.

3.Тематическое планирование

Учебно-тематический план 9класс Новейшая история (Всеобщая история 24 часа,
история России 44 часа)
№

Наименование раздела

Количество часов
Новейшая история

24ч.
1
2
3
4
5
6
7
8

9

Раздел 1.НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX
в.
Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая
мировая война

14ч

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой
половине XX в.
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки
Раздел 2.НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ
ПОЛОВИНА XX – НАЧАЛО XXI вв.
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные
тенденции развития
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине
XXв.: единство и многообразие. Глобализация,
тенденции и проблемы современного мира

4ч
2ч

Тема 7. Культура XX века

ИТОГО
История России
Глава I. Россия в первой четверти XIX в.
10
Глава II. Россия во второй четверти XIX в.
11
Глава III. Россия в эпоху великих реформ.
12
Глава IV. Россия в 1880-1890-е гг.
13
Глава V. Россия в начале XX века.
14
15
Итого

5ч

3ч
10ч
3ч
5ч
2ч
24ч
44ч.
10ч
9ч
8ч
10ч
7ч
68

История России
(43 часов)
1.Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и
изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.
Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в
программе преобразований. Экономические преобразования начала XIXв. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение
Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав
Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и
историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального
общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты
аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская
этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их
программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в
Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская

конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи.
Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в
международных делах. Россия — великая мировая держава.
2.Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во
внутренней политике Николая Iи их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного
переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных
движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема
общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика
Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение
Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог
власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских
противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец
венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Развитие образования.
Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и
путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское
географическое общество.Особенности и основные стили в художественной культуре
(романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть европейской культуры.Динамика
повседневной жизни сословий.
3.Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды
транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансовокредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного
переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование
буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой
модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е
гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение
народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное
движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине
XIXв. Завершение территориального роста Российской империи.

Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание
Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности
конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.
Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Отношения с США, продажа Аляски.
4.«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки
решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с
политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление
позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIXв. Развитие
крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.
Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления
внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
5.Культурное пространство империи во второй половине
XIX века
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и
просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и
путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие
российской
журналистики.
Революционно-демократическая
литература.Русское
искусство.
Передвижники.
Общественно-политическое
значение
деятельности
передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская операУспехи музыкального образования.
Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в
развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни.
Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского
транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг
горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие
мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
6.Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность
экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика
империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел
мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм
начала ХХ в.Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.
Особенности процесса модернизации в России начала XXв. Урбанизация.Политическая
система Российской империи начала
XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших
эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль
государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского
монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм.
Сельская община. Аграрное перенаселение.Особенности социальной структуры
российского общества начала XXв. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их

решения.Общественно-политические
движения
в
началеXXв.
Предпосылки
формирования и особенности генезиса политических партий в России.Этнокультурный
облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм
объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и
комитеты.
Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и
Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и
другие народы Волго-Ура-лья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и
Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие
внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX—XXвв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»
русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в
стране.
Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и
проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
7.Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи».
Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие
России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная
политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
8.Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции
развития русской культуры и культуры народов империи в начале XXв. Развитие науки.
Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и
новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное
искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в
Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного
кинематографа .Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в
начале ХХ в.

3.Тематическое планирование
Учебно-тематический план 9 класс Новейшая история (Всеобщая история 25 часов,
история России 43 часа)
№
1
2
3
4
5

6

Наименование раздела
История России
Глава 1. Россия в первой четверти XIX в
Глава 2. Россия во второй половине XIX в
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ
Глава 4. Россия в 1880- 1890-е гг
Глава 5. Россия в начале XX века
ИТОГО
Новейшая история(Всеобщая история)
Глава1. Становление индустриального общества

Количество часов
10ч
9ч
7ч
8ч
9ч
43ч
5ч

7
8
9
10
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».