География (10-11 классы)

Приложение к ООПСОО

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
(УМК 10-11 класс базовый уровень)

Программа разработана
методическим
объединением учителей
естественных дисциплин

2022

1

Рабочая программа по экономической и социальной географии мира
для 10-11 классов (68 часов)
Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по
географии (базовый уровень) 2004 г.; примерной программы для основного общего образования
по географии. Сборник нормативных документов География М., «Просвещение», 2012 г. и
учебника « Экономическая и социальная география мира. Базовый уровень.», 10-11 класс, 2
часть, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва, «Русское слово», 2017г. Курс географии
«Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических
взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещение населения, мирового хозяйства
и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных явлений и процессов, разных территорий. Этот курс обобщает географические
знания, полученные учащимися в основной школе, углубляет и систематизирует их.
Весь курс рассчитан на 68 часов изучается в 10 и 11 классах при 1-часовом преподавании в
неделю. Учебным планом школы предусмотрено изучение предмета в 10 и 11 классах. В 10 классе
была изучена 1 часть: «Общая характеристика мира», которая в 11 классе будет расширена и
дополнена за счет региональной характеристики.
Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Экономической и социальной географии
мира»
2. Содержание предмета «Экономической и социальной географии мира»
3. Тематическое планирование.

I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
МИРА»
В результате изучения учебного предмета на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
–
определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
–
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
–
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
–
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
–
выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических
процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
–
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
–
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
–
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
–
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
–
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
2

–

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
–
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
–
характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы
между собой, делать выводы на основе сравнения;
–
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных,
чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
–
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
–
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов;
–
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
–
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
–
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
–
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
–
раскрывать сущность
интеграционных
процессов
в
мировом
сообществе;

–

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической
карты мира;
–
оценивать
геополитические
риски,
вызванные
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
–
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; анализировать
региональную политику отдельных стран и регионов;
3

–

анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
–
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
–
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
–
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Главными целями курса являются:
 формирование всесторонне развитой личности через овладение системой географических
знаний, позволяющих формировать целостное представление об окружающем мире, о его
многообразии, решать комплексные задачи, требующие учёта географической ситуации на
конкретной территории, моделировать природные, социально-экономические и геоэкологические
явления и процессы с учетом пространственно-временных условий и факторов.
 формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической
составляющей географической картины мира и систематизированного целостного представления о
закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира,
размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических
законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях
современного мира, о роли географии в их познании.
Основные задачи курса:
Образовательные:
 формирование понимания предмета и задач современной географической науки, её структуры,
тенденций развития, места и роли географии в жизни общества;
 формирование основных теоретических категорий и понятий;
 формирование научных представлений, отражающих, систематизирующих и обобщающих
географические различия природы, населения и хозяйства регионов и стран мира;
 формирование осознания пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в
географической
действительности
природных,
социально-экономических,
техногенноприродных, техногенных процессов, объектов;
 овладение системой знаний о глобальных проблемах современности;
 продолжение формирования навыков анализа текста учебника, диаграмм, графиков,
тематических карт, статистического материала.
Развивающие:
 развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации
общества;
 развитие уменийсравнивать, сопоставлять отдельные географические явления и процессы,
происходящие в разных регионах и странах мира, составлять комплексные характеристики;
 развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера
(межнациональных отношений, культуры, нравственности);
 развитие творческих способностей посредством применения традиционных и современных
географических методов исследования;
 развитие умений анализировать проблемные ситуации, предлагать возможные пути их
решения, устанавливать причинно-следственные связи;
 развитие умений применения знаний и навыков субъективно-объективной деятельности, в том
числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических
требований в геопространственной реальности;
 развитие умений нахождения и применения географической информации, включая
карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной
4

оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития.
Воспитательные:
 воспитание патриотизма;
 воспитание толерантности к другим народам и культурам;
 воспитание
умения самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или
опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в
сфере жизнедеятельности;
 воспитание собственного отношения к явлениям современной жизни и умения отстаивать свою
жизненную позицию.
Указанные цели раскрываются также и в следующих задачах курса:
 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
 формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного
мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном
уровнях;
 развитие у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
 формирование географической культуры и географического мышленияобучающихся;
 овладение обучающимися специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
 нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;
 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде.
Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов ФГОС СОО
(личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД).
Рабочая программа обеспечивает преемственность с ранее изученными курсами
географии в 6–9 классах: «Начальный курс географии», «География материков и океанов»,
«География России. Природа», «География России. Население и хозяйство», а также с предметами
история, обществознание, литература, экология, биология, химия, физика.
Рабочая программа предназначена для учащихся 10–11 классов средней (полной)
общеобразовательной (базового уровня) школы.
В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели,
то на программу в 10 и 11 классах отводится по 34 часа, по 1 часу в неделю.
Программой и тематическим планированием предусмотрен практические работы. Но при
этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для
достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал.
5

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально, это связано с
учебными целями, которые определяются для каждой практической работы (обучающие
практические работы, тренировочные и итоговые). С этой целью указывается вид
практической работы – обучающая (О), тренировочная (Т), итоговая (И). Оценки за итоговые
работы выставляются всем обучающимся, тренировочные и обучающие практические работы
оцениваются по усмотрению учителя.
Итоговые работы могут проводиться как на уроках, так и в виде домашнего задания.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (34 часа)

Введение 1 час
Часть 1. Общая характеристика стран современного мира
Тема 1. Страны современного мира (3 часа)
Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке.
Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориальное
устройство.
Практическая работа №1 «Составление комплексной характеристики стран»
Тема 2. География населения мира (7 часов)
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения.
Воспроизводство населения. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический
состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и
национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции
населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.
Практическая работа №2:
«Расчет демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и
смертности».
Тема 3. Мировые природные ресурсы (10ч)
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и
производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения
экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения
окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные
ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные,
лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана:
биологические, минеральные, энергетические.
Практическая работа №3. «Расчет обеспеченности отдельных стран различными видами
природных ресурсов»
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства.
Глобализация. Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и
география мирового хозяйства.
Практическая работа №4.
Характеристика главных центров современного мирового хозяйства

6

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (10 ч)
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика.
География мировой энергетики. Черная и цветная металлургия: география и основные тенденции
развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект
машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная
промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениводство) и животноводство. Товарное
и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта.
Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические
отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Международные кредитнофинансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные
экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Тема 6. Глобальные проблемы человечества (1 час)
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия
устойчивого развития.
Часть 2. Региональный обзор мира 11 класс (34 часа)
Тема 1. Политическая карта мира (2 часа).
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты
мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.
Практическая работа №1:
 Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира»
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое
(геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая
ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение
межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов.
Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли
промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей.
Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, южная и Восточная Европа – их природная,
культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика германия. Краткая
историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные
условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место
Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства.
Особая роль машиностроения и химической промышленности.
Практические работы №2: «.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы».
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие
различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность
распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный
этнический состав. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы
урбанизации.
Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной
Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия,
Центральная и Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов.
7

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.
Территория, границы,
положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие
города.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства.
Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.
Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии
Тема 4. Англо-Америка (3 часа).
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного
потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль
иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в
США . Главные города.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли
промышленности и их география.
Тема 5. Латинская Америка (5 часа).
Состав и
географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое
(геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы.
Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны.
Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия.
Мексика
Федеративная республика Бразилия
Практическая работа № 4. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов
Латинской Америки»
Тема 6. Африка (4 часа)
Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое(геополитическое)
положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы
Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка
Практическая работа № 5. Оценка природно-ресурсного потенциала ЮАР или Кении.
Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта.
Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и
ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей
населения и хозяйственного развития.
Тема 8. Россия и современный мир (2 часа)
Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика
современного хозяйства.
III.

Тематическое планирование
10 класс (34 часа)
8

№ п/п

Практичес
кие
работы,
контрольн
ые тесты

Кол-во
часов

Раздел учебного курса

1.

Введение

1

2.

Страны современного мира

3

П/Р 1,
контрольн
ый тест

3.

География населения мира

7

П/Р 1,
контрольн
ый тест

4.

Мировые природные ресурсы

10

П/Р 1,
контрольн
ый тест

5.

Мировое хозяйство и научно-техническая
революция

2

П/Р 1,
контрольн
ый тест

6.

Отрасли мирового хозяйства

10

контрольн
ый тест

7.

Глобальные проблемы человечества

1
П/Р 4, К/т
5

34 часа

Итого:

1. Тематическое планирование 11 класс
№ п/п

1.

Кол-во
часов

Раздел учебного курса

Политическая карта мира

Практические
работы,
контрольные
тесты

2

П/Р 1

2.

Зарубежная Европа

6

П/Р 1,
контрольный
тест

3.

Зарубежная Азия

8

П/Р 1,
контрольный
тест

4.

4. Северная Америка

3

5.

5. Латинская Америка

5
9

П/Р 1,

контрольный
тест
6.

6. Африка

5

7

7. Австралия и Океания

2

8

8. Россия в современном мире

2

9

Обобщающее повторение по всему курсу

1

Итого:

34 часа

П/Р 1,
контрольный
тест

П/р 5; к/т 4,
зачет 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень обязательной географической номенклатуры для 10-го класса
Страны монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания,
Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан,
Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты,
Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия,
Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские
Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина,
Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны: Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия,
Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве,
Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран
Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны
(с переселенческим капитализмом).
Развивающиеся страны:
 ключевые;
 новые индустриальные;
 нефтеэкспортирующие;
 отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма,
Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур,
Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин,
Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали,
Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави,
Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау,
10

Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские
острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и
Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати,
Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен),
«промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд,
Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), ВерхнеСилезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы.
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия,
Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда,
Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы–Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар – Куба
Кофе – Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница – Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, НьюЙорк, Москва и др.
Десять мировых центров: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
11

Страны – лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.

Учебно – методический комплект 10-11 класс:
 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира, 10
класс Ч1. и Ч.2. –М.: "Русское слово", 2015.
 Географический атлас. 10 класс. –М.: Дрофа, 2012.
 Н.Е. Бургасова, А.В. Матвеева. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких,
Н.И. Алексеевский, География. Базовый уровень. М.«Русское слово» 2016 год.
 Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского
«География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 /Е.М.
Домогацких, Е.Е. Домогацких. -3-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
 Интернет-ресурсы
 1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
 2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
 3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
 5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
 6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
 7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего
образования, на изучение географии в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю) и в 11 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю).
 осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
 освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
 использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней
школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и
призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и
процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы,
населения и хозяйства земного шара.
Виды и формы контроля
Применяются следующие виды контроля – текущий (тесты, практические и самостоятельные
работы) и итоговый (итоговое тестирование).
Критерии оценки учебной деятельности по географии

12

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность
и доказательность в изложении материала, точность использования географической
терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных
особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность
употребления научных терминов.
• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ
Оценка "5 ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески
применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно,
обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем
на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять
полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила
культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
13

обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированость отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов
или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в
этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1 Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2 Не делает выводов и обобщений.
3 Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4 Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6 Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1 Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа
ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4"ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
14

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух недочетов
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух-трех негрубых ошибок;
-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
-не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,
если учеником оригинально выполнена работа.
-Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5»- 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5»- 18-20 правильных ответов, «4»- 14-17 «3» - 10-13,«2»- менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для
проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и
навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем
источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из
статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и
овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.. Допускаются
неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся
показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной
работе с картами атласа, статистическими материала¬ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
15

работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике
географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование
выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1»- полное неумение использовать карту и источники знаний.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».