Рабочая программа_ООО_Русский язык: слово, образ, смысл_9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Русский язык: слово, образ, смысл»
9 класс

Программа разработана
методическим объединением
учителей русского языка и
литературы

2024

Пояснительная записка
Речь - неисчерпаемая сокровищница, обладающая огромным запасом разнообразных
средств для оформления мысли. Плохая речь - это, прежде всего, свидетельство
невоспитанности человека, а уж потом его необразованности. Поэтому повышение культуры
речи, совершенствование этики общения – дело всего общества. Владеть языком – значит
знать и уважать его, а это побуждает постоянно стремиться к высокому уровню культуры
речи.
Основная цель курса "Русский язык: слово, образ, смысл" состоит в том, чтобы
расширить уровень знаний обучающихся, научить использовать нормы и возможные
варианты литературного языка в разнообразных практических речевых сферах.
Этот курс опирается на основу, заложенную различными дисциплинами, заключается в том,
что призван создать на этой основе стройную и безупречную систему речевого
совершенства.
Задача курса состоит в том, чтобы повысить уровень речевой культуры
обучающихся, способствовать овладению навыками делового и бытового коммуникативноречевого общения, научить их:
- налаживать взаимодействие с людьми, обоснованно и тактично представлять себя,
обосновывать свою точку зрения, грамотно вести электронную переписку и телефонный
разговор
- уважать язык, на котором они общаются, людей, с которыми поддерживают связь;
- вдумчиво читать произведения различных стилей, стремясь к системности в выборе
литературы;
- следить за изменениями орфографических норм, которые фиксируются в новых изданиях
словарей, орфографических сборниках;
- критически относиться к написанному и высказанному слову, сверяя его с нормами
правописания;
- не идти за "модными" тенденциями в неуместном употреблении жаргонизмов, иноязычных
слов, терминов;
- свободно выражать мысль в различных жизненных ситуациях;
Обучающиеся должны знать:
- понятия «культура», «культура речи», «культурный человек»;
- основные правила общения:
- иметь сведения о ситуации речи и ее составляющих.
Обучающиеся должны научиться:
- слышать себя и слушать собеседника, адекватно воспринимать его;
- совершенствовать навыки логического мышления;
- владеть навыками отбора новых средств;
- пользоваться нормами литературного языка творчески и осмысленно;
- выполнять основные функции общения.
Обучающиеся должны понять, что:
- главными теоретическими принципами культуры речи является осмысление языковой
нормы;
- главными практическими принципами культуры речи являются интерес, внимание к языку
вообще и к уровню собственной речи; убежденность в общественной значимости высокого
уровня культуры речи.
Обучающиеся должны уметь:

- правильно использовать стили, жанры литературного языка;
- соблюдать нормы языка;
-качественно пользоваться коммуникативным качеством
речи: ее правильностью,
этикетностью, уместностью, логичностью, точностью, чистотой, выразительностью,
богатством.
Таким образом, курс «Культура речи»:
- способствует активному поиску информации по культуре речи, этике общения, учит
критически мыслить и применять знания на практике;
- формирует одну из ключевых компетенций – общекультурную;
- развивает навыки и умения эффективного речевого поведения в сферах общения.
- вырабатывает сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи.
Программа курса рассчитана на один год обучения - 34 часа
Программа
№

Тема

Речь в жизни людей. Функции речи и речи
Культура речи и время. Нормирование литературной речи.
Регулировочная функция культуры речи.
3
Культура речи и письмо. Выразительность и четкость письма.
4
Технические
условия
письма.
Технические
правила
правописания. Общепринятые сокращения.
5
Правильность речи. Нормы произношения
6
Нормы подчеркивания. Нормы словообразования.
7
Морфологические нормы. Синтаксические и лексические нормы.
8
Точность речи. Умение использовать синонимы, антонимы,
перифразы.
9. Логичность речи
10. Богатство и разнообразие речи
11 Требования стилей к богатству и разнообразию речи
12 Чистота
речи.
Правильное
литературно-нормативное
произношение.
Отсутствие
внелитературных
элементов
(диалектизмов,
вульгаризмов,
канцеляризмов.
штампов,
макаронизмов).
13 Соответствие интонации содержанию.
14 Уместность речи. Организация речи в соответствии с целью
высказывания
15 Интонационная выразительность. Ритм, мелодия, темп,
интонирование, паузы, тембр.
16 Мимика и жест как компонент выразительности
17 Речевой этикет. Поздравление. Знакомство и представление
18 Звучание имен. Звуковое сочетание имени с фамилией и
отчеством.
19 Особенности обращения в русском языке. Реабилитированный
звательный падеж.
20 Состав русских фамилий. Склонение фамилий.
21 Правописание фамилий не русского происхождения.
1
2

Кол.
час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Использование обращений «ты» и «Вы». Титулы и звания.
Походка, осанка, руки.
Телефонный разговор - один из разновидностей диалогической
речи. Деловой и частный телефонный разговор.
Переписка. Деловая и частная переписка.
Зарождение эпистолярного жанра. Ознакомление с лучшими
образцами эпистолярного жанра.
Правила общения. Использование различных коммуникативных
средств-вербальных и невербальных.
Беседа или «великая тайна слов". Деловые и частные беседы.
Построение беседы. Шутки и юмор. Интонация.
Деловая беседа. Умение строить деловую беседу, умение
слушать
Умение вести споры
Служебная беседа. Основные правила беседы
Практические задания на совершенствование образности речи
Практические задания на совершенствование образности речи
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».