Рабочая программа_ООО_Русский язык: слово, образ, смысл_8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Русский язык: слово, образ, смысл»
8 класс

Программа разработана
методическим объединением
учителей русского языка и
литературы

2024

Пояснительная записка
Стандарт нового поколения (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Одним из
предметных результатов (п.11.1 ФГОС ООО) изучения русского языка становится
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма). А в
личностных результатах ФГОС предполагает формирование коммуникативной компетентности в
общении сверстников (п.9.7 ФГОС ООО). Таким образом, целью сдачи устного экзамена по
русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно умение создавать
монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно
читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. При этом о
степени сформированности данной компетенции говорят умения и навыки обучающихся,
связанные с соблюдением языковых норм. Выполнение экзаменуемым представленных в работе
заданий позволяет оценить уровень их подготовки.
Таким образом, становится актуальной дополнительная подготовка по культуре устной речи
обучающихся, способствующая успешной сдачи устной части экзамена по русскому языку.
Цель курса: усиление стратегического направления развития современной школы –
коммуникативной направленности в обучении.
Задачами курса являются:
Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических,
орфоэпических ошибок;
Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
Совершенствовать культуру устной речи.
Содержание курса
Спецкурс « Культура устной речи» предполагает организацию занятий в объеме 1 час в неделю
(34 учебных занятия в год). Каждое учебное занятие предполагает теоретический и практический
блоки. Важной целью является наибольшее вовлечение обучающихся в практическую часть
занятия, поэтому на каждом занятии предполагается работа с текстом, совместное обсуждение
вопросов, создание устных высказываний и оценка их по критериям, предложенными ФИПИ.
Спецкурс имеет практикоориентированную направленность. На каждом занятии есть
практическое закрепление полученных знаний), обучающиеся имеют возможность слышать
других ребят, анализировать их и собственные ответы.
Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения,
особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение
грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как чтение, говорение. В
основе программы лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных
заданий.
1. Чтение текста вслух
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению
текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста
ссоблюдениемфактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов
цитирования.

3. Монологическое высказывание.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора,
а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по
заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением
речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего
мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого
словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является владение учащимися культурой устной речи. К концу данного
курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают
определенные умения и навыки . необходимые для успешной сдачи устного собеседования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные:
понимание значимости владения русского языка для успешности в
профессиональной деятельности и межличностном общении;
формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому
самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя
оценивать;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
взаимопонимания;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Метапредметные:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста
по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для
выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения

русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении); в социокультурной сфере; в
познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия
(УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической
сфере; в трудовой и физической сферах.
Тематическое планирование
Раздел
Тема урока
1. Чтение
1.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
Текста
пунктуационному оформлению текста.
2.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
3.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
4.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
5.Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
6.Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
7.Зачетная работа
8.Зачетная работа
2. Развитие
9.Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить
речи(монолог) содержание произведения или лингвистического текста, анализ и
интерпретацию художественного произведения, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь);
10.Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить
содержание произведения или лингвистического текста, анализ и
интерпретацию художественного произведения, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь);
11.Работа с орфоэпическими словарями. Орфоэпические пятиминутки на
уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению
коммуникативных задач, проведение уроков - французских мастерских.
12.Работа с орфоэпическими словарями. Орфоэпические пятиминутки на
уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению
коммуникативных задач, проведение уроков - французских мастерских.
13.Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися
14.Выступление - рассуждение на одну из тем, используя цитирование фраз
известных личностей.
15.Выступление - рассуждение на одну из тем, используя цитирование фраз
известных личностей.
16.Зачетная работа
3. Пересказ
17.Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
текста
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
18.Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
19.Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
20.Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
21.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий

4. Работа с
текстом

речевой ситуации.
22.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
23.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
24.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
25.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
26.Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка.
27.Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка.
28.Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и
направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и
синтаксической осложненностью.
29.Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и
направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и
синтаксической осложненностью.
30.Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно
правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному
оформлению.
31.Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно
правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному
оформлению.
32.Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно
правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному
оформлению.
33. Зачетная работа
34. Зачетная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».