Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Русский язык: слово, образ, смысл»
8 класс
Программа разработана
методическим объединением
учителей русского языка и
литературы
2024
Пояснительная записка
Стандарт нового поколения (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Одним из
предметных результатов (п.11.1 ФГОС ООО) изучения русского языка становится
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма). А в
личностных результатах ФГОС предполагает формирование коммуникативной компетентности в
общении сверстников (п.9.7 ФГОС ООО). Таким образом, целью сдачи устного экзамена по
русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно умение создавать
монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно
читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. При этом о
степени сформированности данной компетенции говорят умения и навыки обучающихся,
связанные с соблюдением языковых норм. Выполнение экзаменуемым представленных в работе
заданий позволяет оценить уровень их подготовки.
Таким образом, становится актуальной дополнительная подготовка по культуре устной речи
обучающихся, способствующая успешной сдачи устной части экзамена по русскому языку.
Цель курса: усиление стратегического направления развития современной школы –
коммуникативной направленности в обучении.
Задачами курса являются:
Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических,
орфоэпических ошибок;
Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
Совершенствовать культуру устной речи.
Содержание курса
Спецкурс « Культура устной речи» предполагает организацию занятий в объеме 1 час в неделю
(34 учебных занятия в год). Каждое учебное занятие предполагает теоретический и практический
блоки. Важной целью является наибольшее вовлечение обучающихся в практическую часть
занятия, поэтому на каждом занятии предполагается работа с текстом, совместное обсуждение
вопросов, создание устных высказываний и оценка их по критериям, предложенными ФИПИ.
Спецкурс имеет практикоориентированную направленность. На каждом занятии есть
практическое закрепление полученных знаний), обучающиеся имеют возможность слышать
других ребят, анализировать их и собственные ответы.
Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения,
особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для
достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение
грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как чтение, говорение. В
основе программы лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных
заданий.
1. Чтение текста вслух
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению
текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста
ссоблюдениемфактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов
цитирования.
3. Монологическое высказывание.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора,
а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по
заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением
речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего
мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого
словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является владение учащимися культурой устной речи. К концу данного
курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают
определенные умения и навыки . необходимые для успешной сдачи устного собеседования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные:
понимание значимости владения русского языка для успешности в
профессиональной деятельности и межличностном общении;
формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому
самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя
оценивать;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
взаимопонимания;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Метапредметные:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста
по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для
выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения
русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении); в социокультурной сфере; в
познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия
(УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической
сфере; в трудовой и физической сферах.
Тематическое планирование
Раздел
Тема урока
1. Чтение
1.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
Текста
пунктуационному оформлению текста.
2.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
3.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
4.Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
5.Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
6.Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
7.Зачетная работа
8.Зачетная работа
2. Развитие
9.Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить
речи(монолог) содержание произведения или лингвистического текста, анализ и
интерпретацию художественного произведения, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь);
10.Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить
содержание произведения или лингвистического текста, анализ и
интерпретацию художественного произведения, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь);
11.Работа с орфоэпическими словарями. Орфоэпические пятиминутки на
уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению
коммуникативных задач, проведение уроков - французских мастерских.
12.Работа с орфоэпическими словарями. Орфоэпические пятиминутки на
уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению
коммуникативных задач, проведение уроков - французских мастерских.
13.Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися
14.Выступление - рассуждение на одну из тем, используя цитирование фраз
известных личностей.
15.Выступление - рассуждение на одну из тем, используя цитирование фраз
известных личностей.
16.Зачетная работа
3. Пересказ
17.Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
текста
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
18.Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
19.Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
20.Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
21.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
4. Работа с
текстом
речевой ситуации.
22.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
23.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
24.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
25.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
26.Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка.
27.Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка.
28.Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и
направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и
синтаксической осложненностью.
29.Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и
направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и
синтаксической осложненностью.
30.Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно
правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному
оформлению.
31.Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно
правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному
оформлению.
32.Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно
правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному
оформлению.
33. Зачетная работа
34. Зачетная работа