Рабочая программа_СОО_Право_10-11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Право»
10-11 класс

Программа разработана
учителем истории
Колесниковой О. И.

2024

Аннотация.
Рабочая программа по праву составлена в соответствии с требованиями:
•
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
•
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
•
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
примерной программы по праву;

авторской программы А.И. Матвеева «Право 10-11 кл.,
профильный уровень».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых
обучающимися.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Право» на
этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х классе, из расчета 1 час в
неделю.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета «Право»

2. Содержание предмета «Право»
3. Тематическое планирование.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень
подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен знать/понимать
•
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила
применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;

органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические
профессии;
уметь
•
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему
законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод
человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный
процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной
власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров;
порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и
социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
•
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм
правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей
права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,
работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений,
регулируемых публичным и частным правом;
•
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды
судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов
внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав
человека;
объекты
гражданского
оборота;
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы
их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
•
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических
правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;
общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной
практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
•
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения
конкретных условий их реализации;
•
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях
и явлениях с точки зрения права;
•
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование
интересов различных сторон (на заданных примерах);
•
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
•
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и
свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
•
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью.
2.Содержание программы учебного курса «Право» для 10 класса.
10 класс (34ч)
Тема 1. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм
при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение.
Основные направления учения о праве.

Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки
политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы
государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций
государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества.
Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и
самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
Тема 2. Форма и структура права
Место права в системе социального регулирования общества. Понятие нормы.
Социальные и технические нормы.
Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и
обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального
регулятора. Структура правовой нормы.
Формы (источники) права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный
прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Законные
интересы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод
правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и
публичное право. Нормы и основные отрасли права в России.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем.
Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Тема 3. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды,
принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение.
Общие правила применения права. Применение права как особая форма его реализации.
Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений.
Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность,
дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правопорядок.
Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового
регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение.
Эффективность права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура
правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой
нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений.
Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.
Юридический конфликт.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности
в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм.
Правоохранительные органы, их виды и полномочия.
Тема 4. Право и личность

Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный
неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории
политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав
человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса.
Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по
правам человека. Судебная система защиты прав человека.
Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты.
Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных
органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и
полномочия учрежденных ими контрольных органов.
Региональная система защиты прав человека.
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права:
структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство,
принципы, действие на территории всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип
разделения властей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное
собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть.
Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в Российской
Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные
обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и
право на альтернативную гражданскую службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и
прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
(апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность
избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое
обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
3.Тематическое планирование
по курсу «Право» 10 класс.

№ п/п

1
2
3
4

Тема уроков

Тема 1. Право и государство
Тема 2. Форма и структура права
Тема 3. Правотворчество и правореализация
Тема 4. Право и личность

5
6

Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации
Итоговое повторение по курсу
Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».