Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ОДНКНР»
9 класс
Программа разработана
методическим объединением
учителей истории и
обществознания
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих
ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека; - осветить
наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и
общества; - охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной
сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению
жизненно необходимых ориентиров; - показать необходимость общечеловеческих идеалов
в личностном духовно – нравственном пространстве; - Уделить особое внимание
воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о
добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть,
добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с
нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и
нравственности.
2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности,
семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам
России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры,
национальности, религии.
3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и
развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников
отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры
России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и
культуры.
4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков
благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения
людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия;
через повышение статуса социальной работы.
5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав
человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного,
гражданского и патриотического воспитания.
6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие
опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы
как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании –
независимости от греха).
7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с
собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями. ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТИРЫ Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и
духовные ценности Европейской цивилизации. Умения понимать и уважать
общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного
социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и
целей в собственной жизни. Выявлять причинно-следственные связи между духовнонравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве
больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять главные факторы
развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и нравственности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выпускник научится:
- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной
культуре народов России;
- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет,
мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал,
национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность,
национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика,
межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур,
культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним; - раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и
еѐ особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны;
- сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовнонравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовнонравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России
повлияли на характер еѐ народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия,
позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью
единого многонационального народа Российской федерации Выпускник получит
возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях
России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются
общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной
деятельности и в повседневной жизни; - описывать процессы создания, сохранения,
трансляции и усвоения достижений духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной духовной
культуры в современных условиях.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и
многоаспектностью. Уровень образованности учащихся 9 классов определяется:
• достижениями в овладении знаниями и умениями по учебному предмету;
• развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической,
интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
• готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов
самопознания и соблюдения нравственных норм;
• результативностью участия в олимпиадах и конкурсах;
• уровнем сформированности исследовательской культуры (результаты работы над
проектами, реферативным исследованием).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса
осуществляется на основе Положения об осуществления текущей и промежуточной
аттестации, перевода обучающихся, соответствующие права, обязанности и
ответственность участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями
ФГОС, предметом оценивания могут являться только предметные и метапредметные
результаты, личностные не являются предметом персонифицированной оценки, но могут
быть исследованы в ходе неперсонифицированного мониторинга для дальнейшей
корректировки образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История религий народов России (2ч)
Религия в советский и постсоветский периоды истории России.
Православие в СССР и Современной России (7 ч)
История возникновения православия. Общая характеристика.
Духовные основы православия. Священные книги.
Семейное воспитание в православии. Быт, обычаи, традиции.
Православные праздники. Искусство. Архитектура.
Православие в СССР.
Православие в современной России.
Ислам в СССР и современной России (7 ч)
История возникновения ислама. Общая характеристика.
Духовные основы ислама. Священные книги.
Семейное воспитание в исламе. Быт, обычаи, традиции.
Праздники и искусство мусульман.
Архитектура, скульптура и живопись мусульман.
Ислам в СССР.
Ислам в современной России.
Иудаизм в СССР и современной России (7 ч)
История возникновения иудаизма. Общая характеристика.
Духовные основы иудаизма. Священные книги.
Семейное воспитание в иудаизме. Быт, обычаи, традиции.
Еврейские праздники и искусство. Архитектура.
Иудаизм в СССР.
Иудаизм в современной России.
Буддизм в СССР и современной России (7 ч)
История возникновения буддизма. Общая характеристика.
Духовные основы буддизма. Священные книги.
Семейное воспитание в буддизме. Быт, обычаи, традиции.
Праздники и искусство буддистов.
Архитектура, скульптура и живопись буддистов.
Буддизм в СССР.
Буддизм в современной России.
Заключительные уроки (4 ч)
Проблемы духовной жизни современной России.
Проблемы духовно-нравственной культуры народов России.
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Темы
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
История религий народов России (2 час)
Религия в советский и
постсоветский
периоды истории
России.
2
Анализ информации, представленной в рассказе учителя. Обсуждение.
Православие в СССР и современной России (7 часов)
История
возникновения
православия. Общая
характеристика.
2
Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему «О каких религиозных праздниках мы уже
знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и буддийском храме?».
Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда»,
«Святки»
Духовные основы
православия.
Священные книги.
1
Семейное воспитание в
православии. Быт,
обычаи, традиции.
1
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?»
(по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».
Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и
выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром
Православные
праздники. Искусство.
Архитектура.
1
Православие в СССР.
1
Православие в
современной России.
1
Ислам в СССР и современной России (7 часов)
История
возникновения ислама.
Общая характеристика.
1
Духовные основы
ислама. Священные
книги.
1
Семейное воспитание в
исламе. Быт, обычаи,
традиции.
1
Праздники и искусство
мусульман.
1
Архитектура,
скульптура и живопись
мусульман.
1
Ислам в СССР.
1
Ислам в современной
России.
1
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской
культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском
поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка
информации, представленной в видеофильме
Иудаизм в СССР и современной России (7 часов)
История
возникновения
иудаизма. Общая
характеристика.
Духовные основы
иудаизма. Священные
книги.
Семейное воспитание в
иудаизме. Быт, обычаи,
традиции.
Еврейские праздники и
искусство.
Архитектура.
Иудаизм в СССР.
2
Иудаизм в
современной России.
1
1
1
Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте
Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа — повторение пройденного по
вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий
признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по
тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в
произведениях живописи»
1
1
Буддизм в СССР и современной России (7 часов)
История
возникновения
буддизма. Общая
характеристика.
1
Духовные основы
буддизма. Священные
книги.
1
Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ
информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа.
Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка
информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский
монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»
Семейное воспитание в
буддизме. Быт, обычаи,
традиции.
1
Праздники и искусство
буддистов.
1
Архитектура,
скульптура и живопись
буддистов.
1
Буддизм в СССР.
1
Буддизм в современной
России.
1
Заключительные уроки (4 часа)
Проблемы духовной
жизни современной
России.
2
Урок- дискуссия. Анализ рассказа учителя. Обсуждение сообщений учащихся. Определение проблемы
данной темы.
Проблемы духовнонравственной культуры
народов России
2
Урок- дискуссия. Анализ рассказа учителя. Обсуждение сообщений учащихся. Определение проблемы
данной темы.
РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№
п.п.
урок
а
Раздел учебной
программы
Кол-во
часов
Основные виды учебной
деятельности
Тема урока
Требования к результату
(предметные,
метапредметные, личностные
УУД)
Дата проведения
урока
по
плану
Виды контроля
фактич
еская
История религий народов России (2 час)
1-2.
Религия в советский и
постсоветский периоды
истории России.
2
Работа в группах по теме
«Что такое духовнонравственная культура».
Обсуждение сообщений и
презентаций о
литературном и
декоративно-прикладном
искусстве народов России.
Работа в парах. Объяснение
значений пословиц и
поговорок о
нравственности.
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
05.09.
Входной
12.09.
Текущий
Православие в СССР и современной России (7 часов)
3-4.
История возникновения
православия. Общая
характеристика.
2
Оживление имеющегося
опыта и знаний:
высказывания на тему: «О
каких религиозных
праздниках мы уже знаем?
Что мы можем рассказать о
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу. Строить
предположения,
православном храме,
мечети, синагоге и пагоде?
Восприятие и анализ
информации,
представленной в рассказе
учителя. Разыгрывание
сценок: «Коляда»,
«Святки».
прогнозировать круг
возможных действий.
Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей,
находить полезную для себя
информацию в их позициях и
высказываниях
5.
Духовные основы
православия. Священные
книги.
1
Обсуждение вопросов «Что
мы знаем о христианской
вере? Когда Древняя Русь
приняла христианство?»
(по имеющемуся опыту).
Находить нужную информацию
в печатных и электронных
источниках. Встраивать
этические понятия в свою
систему знаний, оперировать
ими в рассуждениях.
16.09.
Текущий
6.
Семейное воспитание в
православии. Быт,
обычаи, традиции.
1
Чтение и обсуждение
текста учебника «Откуда на
Русь пришло
христианство?». Учебный
диалог («Обсудим вместе»):
анализ информации,
представленной в текстах
учебника
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты,
макеты, презентации,
отдельные слайды, таблицы,
графики, схемы).
23.09.
Текущий
7.
Православные
праздники. Искусство.
Архитектура.
1
Чтение и выделение
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
30.09.
Текущий
8.
Православие в СССР.
1
Обсуждение и анализ
информации учителя.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
07.10.
Текущий
9.
Православие в
современной России.
1
Сообщения учащихся.
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
14.10.
Текущий
Ислам в СССР и современной России (7 часов)
10.
История возникновения
ислама. Общая
характеристика.
1
Чтение и обсуждение
текста учебника
«Возникновение ислама».
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
21.10.
Текущий
11.
Духовные основы
ислама. Священные
книги.
1
Учебный диалог «Золотой
век исламской культуры».
Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей,
находить полезную для себя
информацию в их позициях и
высказываниях
28.10.
Текущий
12.
Семейное воспитание в
исламе. Быт, обычаи,
традиции.
1
Анализ информации,
представленной в рассказе
учителя о великом
персидском и таджикском
поэте Фирдоуси.
Выделять нравственные мотивы
в действиях персонажей
художественных произведений,
одноклассников и других
людей.
11.11.
Текущий
13.
Праздники и искусство
мусульман.
1
Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети.
Строить предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
18.11.
Текущий
14.
Архитектура, скульптура
и живопись мусульман.
1
Анализ информации,
представленной в рассказе
учителя.
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
25.11.
Текущий
15.
Ислам в СССР.
1
Обсуждение и анализ
информации учителя.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
02.12.
Текущий
16.
Ислам в современной
России.
1
Сообщения учащихся.
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
09.12.
Текущий
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
16.12.
Текущий
Открывать для себя значение
этических понятий, объяснять
их смысл своими словами.
23.12.
Текущий
Иудаизм в СССР и современной России (7 часов)
1718.
История возникновения
иудаизма. Общая
характеристика.
2
19.
Духовные основы
иудаизма. Священные
книги.
1
Чтение и обсуждение
текста учебника «Как всё
начиналось».
Практическая работа:
нахождение на карте
Палестины и других мест,
связанных с ранней
историей иудаизма.
Беседа-повторение
пройденного по вопросам:
«Что такое Ветхий Завет?
20.
Семейное воспитание в
иудаизме. Быт, обычаи,
традиции.
1
21.
Еврейские праздники и
искусство. Архитектура.
1
22.
Иудаизм в СССР.
1
23.
Иудаизм в современной
России.
1
Частью какой книги он
является? Какие религии
признают Ветхий Завет
священной книгой?».
Игра-экскурсия «Иудейская
история в произведениях
живописи» (учебник)
Беседа по тексту и
иллюстрациям учебника
«Дом окнами на Восток».
Анализ информации,
представленной в
материале рубрики «Жил
на свете человек» и
«Картинная галерея»,
составление повествования
по сюжету картины.
Обсуждение и анализ
информации учителя.
Сообщения учащихся.
Находить нужную информацию
в печатных и электронных
источниках.
13.01.
Текущий
Строить предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
20.01.
Текущий
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
27.01.
Текущий
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
03.02.
Текущий
Буддизм в СССР и современной России (7 часов)
24.
История возникновения
буддизма. Общая
характеристика.
1
25.
Духовные основы
буддизма. Священные
книги.
1
26.
Семейное воспитание в
буддизме. Быт, обычаи,
традиции.
1
27.
Праздники и искусство
буддистов.
1
28.
Архитектура, скульптура
и живопись буддистов.
1
29.
Буддизм в СССР.
1
Обсуждение проблемы:
какие народы РФ
исповедуют буддизм (на
основе имеющихся знаний).
Анализ информации,
представленной в рассказе
учителя «Буддизм в
России», составление плана
пересказа.
Анализ и оценка
информации,
представленной в текстах
учебника.
Встраивать этические понятия в
свою систему знаний,
оперировать ими в
рассуждениях.
10.02..
Текущий
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
17.02.
Текущий
Анализ и оценка
информации,
представленной в текстах
учебника.
Практическая работа с
картой: нахождение мест,
связанных с ранней
историей буддизма.
Практическая работа с
картой: нахождение мест,
связанных с ранней
историей буддизма.
Составление плана
пересказа текста
«Буддийский монастырь»
Обсуждение и анализ
информации учителя.
Находить нужную информацию
в печатных и электронных
источниках.
02.03.
Текущий
Строить предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
16.03.
Текущий
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
30.03.
Текущий
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
06.04.
Текущий
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
30.
Буддизм в современной
России.
1
Сообщения учащихся.
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты,
макеты, презентации,
отдельные слайды, таблицы,
графики, схемы).
Заключительные уроки (4 часа).
3132.
Проблемы духовной
жизни современной
России.
2
Урок- дискуссия. Анализ
рассказа учителя.
Обсуждение сообщений
учащихся. Определение
проблемы данной темы.
3334.
Проблемы духовнонравственной культуры
народов России.
2
Урок- дискуссия. Анализ
рассказа учителя.
Обсуждение сообщений
учащихся. Определение
проблемы данной темы.
13.04.
Текущий
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
20.04.
Текущий
Определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
27.04.
Текущий
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа :комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из
сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2015;
Программа. Поурочно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. 5-6 класс. Н.Ф. Виноградова. – Российский учебник, 2019
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс :
учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – 3-е изд., стереотип. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Рабочая тетрадь: Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5
класс : рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Методическое пособие: Основы духовно-нравственной культуры народов России :
5 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
4. Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
5. Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» - http://orkce.apkpro.ru
6. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
7. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
8. Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru
9. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви www.patriarchia.ru
10. Каталог
учебных
изданий,
электронного
оборудования
и
электронных
образовательных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru
11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru
12. Федеральный
портал
«Информационно-коммуникационные
технологии
образовании» - http://www.ict.edu.ru
13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru
в
Техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран, проектор.
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления иллюстраций
РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И
КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты реализации программы по предмету:
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Вторая
группа
целей
передает
социальную
позицию
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
школьника,
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий
разного
типа
(познавательные,
коммуникативные,
рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди
них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
ценности
человека
(патриотизм,
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами
коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
•
Высказывать
предположения
(безнравственного) поведения человека.
о
последствиях
неправильного
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.