Рабочая программа_ООО_Личность. Общество_9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Личность. Общество»
9 класс

Программа разработана
методическим
объединением
учителей
истории,
обществознания
.

2024
2

Пояснительная записка.
Рабочая программа предпрофильного курса по обществознанию для 9 классов
составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами
Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г.
№1089). Предпрофильный курс «Личность. Общество» предназначен для учащихся 9 класса
основной школы готовящихся к выбору социально-гуманитарного профиля и
государственной итоговой аттестации в новой форме.
Цель курса: повторение, систематизация и углубление учебного материала по
предмету «Обществознание» за курс основной школы, отработка умений по данному
предмету практического характера.
Задачи курса:
– способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями;
– стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том
числе в контексте выбора ими дальнейшего профиля обучения;
– отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного
и практического характера;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и
процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
– отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности
и структуры (часть 1 КИМ)
– отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
– содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
– формирование человека-гражданина, интегрированного в современную
действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на
развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
– выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,
различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
– помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
– ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности
Предпрофильный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает основные темы
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для
проведения государственной итоговой аттестации (в форме ОГЭ) по обществознанию (всего
6 тем)
Учитывая, тот факт, что девятиклассники стоят перед выбором профиля и
испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельный выбор, ведущая роль в
организации учебной деятельности отводится учителю. При этом предполагаются
разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия.
Предпрофильный курс имеет следующую структуру.
1. Теоретическое повторение вопросов основных тем курса обществознания.
3

2. Решение тренировочных заданий по теме.
3. Углублённое изучение заданий по теме.
4. Практикум по решению разных типов заданий.
Содержание курса
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в
человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее
основные формы (труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия,
религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение
властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и
движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти
Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и
свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские
правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних.
Административные
правоотношения,
4

правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.

3.2

Тематическое планирование
Название темы
Кол-во
часов
Человек и его социальное окружение
3
Общество и человек. Природа и общество.
1
Сферы общественной жизни
Человек, индивид, личность. Деятельность.
1
Межличностные отношения.
Общение. Цели и средства общения.
1
Особенности общения подростков.
Человек в мире культуры
3
Духовная культура. Наука. Роль науки в
1
развитии общества
Религия. Свобода совести. Мораль.
1
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Образование в Российской Федерации.
1
Самообразование. Политика в сфере
культуры и образования в РФ.
Человек в экономических отношениях
4
Экономика. Экономические системы. Товар.
1
Производство.
Рынок. Рыночные отношения.
1

3.3

Экономическая политика государства.

1

3.4

Финансовый рынок и посредники
(банки,
страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка).
Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы
Социальная структура общества. Социальные
группы. Социальные ценности и конфликты.
Нации и межнациональные отношения

1

Россия ‒ многонациональное государство.
Этносы и нации
в диалоге культур
Человек в политическом измерении
Власть. Государство.
Политические режимы

1

Гражданское общество и правовое
государство.
Политические партии, их роль в
демократическом обществе. Общественнополитические организации
Гражданин и государство

1

№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3

3.
3.1

4.
4.1
4.2
4.3

5.
5.1
5.2
5.3
5.4

6.

Форма проведения
занятия
Лекция с элементами
беседы.
Семинарское занятие.
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.
Семинарское занятие.
Работа с Конституцией
РФ и ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации"
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.

3
1
1

4
1
1

1

Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.
Беседа

Семинарское занятие
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.

4
5

6.1

6.2

6.3
6.4
7.
7.1
7.2
7.3
7.4

7.5
7.6
8.

8.1

8.2

8.3.

8.4
9.
9.1
9.2
9.3

Наша страна в начале XXI в. Место
нашей Родины среди современных
государств.
Конституция Российской Федерации
о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской
Федерации.
Судебная система в Российской Федерации.

1

Лекция с элементами
беседы.

1

Лекция с элементами
беседы.

1

Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.

Человек как участник правовых
отношений. Основы российского права
Право. Правовые нормы. Правонарушение.
Юридическая ответственность.
Конституция РФ. Основы конституционного
строя.
Права, свободы и обязанности граждан.
Права ребёнка и возможности их защиты.
Права и обязанности детей и родителей.
Защита прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей
Основные виды гражданско-правовых
договоров. Договор купли-продажи
Права потребителей и возможности их
защиты
Общество, в котором мы живём.
Человек в современном изменяющемся
мире
Информационное общество. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Профессии
настоящего и будущего. Непрерывное
образование и карьера
Информационная культура и
информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете
Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её
противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения
Экологическая ситуация и способы её
улучшения
Практикум по выполнению заданий части
2 ОГЭ
практикум по выполнению заданий части 2
практикум по выполнению заданий части 2
практикум по выполнению заданий части 2

6

Итого

1

1
1

Лекция с элементами
беседы.
Лабораторное занятие

1
1

Лабораторное занятие.
Лекция с элементами
беседы.

1

Лекция с элементами
беседы.
Лекция с элементами
беседы.

1
4

1

Лекция с элементами
беседы.

1

Лекция с элементами
беседы.

1

Лекция с элементами
беседы.

1

Лекция с элементами
беседы.

3
1
1
1

Практикум
Практикум
Тренировочное решение
тестов.

34
часа

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».