Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Киришская средняя общеобразовательная школа №8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение: смысловое чтение»
2 класс
Программа разработана
методическим объединением
учителей начальных классов
.
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение: смысловое чтение» для 2 класса
составлена на основе следующих документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
учебного
плана начального общего образования МОУ «Киришская
средняя
общеобразовательная школа № 8» 2024-2025 учебный год
Рабочая программа предмету «Литературное чтение: смысловое чтение» содержит следующие
разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой
темы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Чтение. Работа с
текстом. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [О.Н. Крылова] - 40-е
изд. – М: Издательство «Экзамен», 2021. – 94 с.: ил. - (Серия «Учебно – методический комплект»).
Цель: формирование у учащихся 2 класса умений по работе с информацией.
Задачи:
- сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению;
- расширить кругозор школьников;
- укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с
родителями.
- развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и
поиску;
- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение: смысловое чтение» для начальной школы входит в состав
части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В учебном
плане школы на изучение курса отводится по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени
составляет 34 часа.
Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В
частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является
развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ
умения учиться.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и
её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям,
на основе личного опыта.
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования:
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения соответствующих возрасту литературных, учебных текстов.
Выпускник научится:
Чтение
использовать различные виды
чтения:
ознакомительное,
изучающее,
поисковое,
выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения;
соблюдать орфоэпические и
интонационные нормы чтения;
осознавать смысл текста при
чтении вслух и про себя.
Выпускник получит возможность
научиться:
Работа с
текстом:
поиск
информации и
понимание
прочитанного
находить в тексте
конкретные сведения,
факты, заданные в явном
виде;
определять тему и главную
мысль текста;
делить тексты на
смысловые части,
составлять план текста;
вычленять содержащиеся в
тексте основные события и
устанавливать их
осознанно выбирать виды
чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от
цели чтения;
высказывать собственное
суждение о прочитанном
тексте, доказывать и
подтверждать его фактами со
ссылками на текст;
составлять по аналогии
устные рассказы
(повествование, рассуждение,
описание).
использовать формальные
элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
работать с несколькими
источниками информации;
сопоставлять информацию,
полученную из нескольких
источников.
Работа с
текстом:
преобразование
и
интерпретация
информации
Работа с
текстом:
оценка
информации
последовательность;
упорядочивать информацию
по заданному основанию;
сравнивать между собой
объекты, описанные в
тексте, выделяя 23 существенных признака;
понимать информацию,
представленную в неявном
виде;
понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в
нём информацию, но и на
жанр, структуру,
выразительные средства
текста;
использовать различные
виды чтения:
ознакомительное,
изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид
чтения в соответствии с
целью чтения.
пересказывать текст подробно и
сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей
идеей текста, устанавливать
простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
формулировать несложные
выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы,
подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных частях
текста информацию;
составлять на основании текста
небольшое монологическое
высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
высказывать
оценочные
суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте;
оценивать
содержание,
языковые
особенности
и
структуру текста; определять
место и роль иллюстративного
ряда в тексте;
участвовать в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.
делать выписки из
прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего
использования;
составлять небольшие
письменные аннотации к
тексту, отзывы
о прочитанном.
сопоставлять различные точки
зрения;
соотносить позицию автора с
собственной точкой зрения.
Содержание предмета
№
1.
2.
Наименование
разделов и
тем
1раздел
2 раздел
3.
3 раздел
4.
4 раздел
5.
5 раздел
Итого:
Содержание программного материала
Всего
часов
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год.
Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок;
последовательность событий, различение абзацев, работа с
антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту;
работа со словом и словосочетанием, деление на слоги, ударение.
Работа
с
деформированным
текстом:
восстановление
последовательности событий, составление плана, подбор
заголовка, пересказ по плану, создание начала и концовки текста,
подбор иллюстраций.
Работа по подготовке к комплексному анализу текста:
лингвистическому.
фонетическому,
стилистическому,
словообразовательному.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.
1
20
4
10
1
34ч
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его
героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту
иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор
учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными
возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений,
смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ
текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному,
выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций
(истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование
основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами
учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к
готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся
(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)
Раздел
У выпускника будут сформированы:
«Личностные
универсальные
учебные
действия»
1.внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
2.широкая
мотивационная
основа
учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
3.ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности;
4.учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
5.способность к самооценке на основе
критерия
успешности
учебной
деятельности;
6.основы гражданской идентичности
личности в форме осознания «Я» как
гражданина
России,
чувства
сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее
благополучие,
осознание
своей
этнической принадлежности;
7.ориентация
в
нравственном
содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей;
8.развитие этических чувств — стыда,
вины,
совести
как
регуляторов
морального поведения;
9.знание основных моральных норм и
ориентация
на
их
выполнение,
дифференциация
моральных
и
конвенциональных
норм,
развитие
морального сознания как переходного от
доконвенционального
к
конвенциональному уровню;
10.установка на здоровый образ жизни;
11.чувство прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с мировой
и
отечественной
художественной
культурой;
12.эмпатия как понимание чувств других
людей и сопереживание им.
Выпускник научится:
«Регулятивные
универсальные
учебные
действия»
1.принимать и сохранять учебную
задачу;
2.учитывать
выделенные
учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
3.планировать
свое
действие
в
Выпускник получит возможность для
формирования:
1.внутренней позиции школьника на
уровне положительного отношения к
школе,
понимания
необходимости
учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных
мотивов
и
предпочтении социального способа
оценки знаний;
2.выраженной
устойчивой
учебнопознавательной мотивации учения;
3.устойчивого учебно-познавательного
интереса к новым общим способам
решения задач;
4.адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
5.положительной
адекватной
дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
6.компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
7.морального
сознания
на
конвенциональном уровне, способности
к решению моральных дилемм на основе
учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим
требованиям;
8.установки на здоровый образ жизни и
реализации в реальном поведении и
поступках;
9.осознанных устойчивых эстетических
предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой
жизни;
10.эмпатии как осознанного понимания
чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Выпускник получит возможность
научиться:
1.в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
2.преобразовывать практическую задачу
в познавательную;
3.проявлять познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве;
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
4.учитывать правило в планировании и
контроле способа решения;
5.осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
6.адекватно
воспринимать
оценку
учителя;
7.различать способ и результат действия;
8.оценивать правильность выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной оценки;
9.вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных
ошибок;
10.выполнять учебные действия в
материализованной, громкоречевой и
умственной форме.
1.осуществлять поиск необходимой
«Познавательные информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
универсальные
литературы;
учебные
2.использовать знаково-символические
действия»
средства, в том числе модели и схемы
для решения задач;
3.строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
4.ориентироваться на разнообразие
способов решения задач;
5.основам
смыслового
чтения
художественных и познавательных
текстов,
выделять
существенную
информацию из текстов разных видов;
6.осуществлять анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
7.осуществлять синтез как составление
целого из частей;
8.проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным критериям;
9.устанавливать причинно-следственные
связи;
10.строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
11.обобщать,
т.
е.
осуществлять
генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных
объектов
на
основе
выделения
сущностной связи;
12.осуществлять
подведение
под
понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
4.самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
5.осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий
контроль
по
результату и по способу действия,
актуальный
контроль
на
уровне
произвольного внимания;
6.самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
1.осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
2.создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач;
3.осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и
письменной форме;
4.осуществлять
выбор
наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
5.осуществлять синтез как составление
целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
6.осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
7.строить логическое рассуждение,
включающее установление причинноследственных связей;
8.произвольно и осознанно владеть
общим приемом решения задач.
«Коммуникативн
ые
универсальные
учебные
действия»
13.устанавливать аналогии;
14.владеть общим приемом решения
задач.
1.допускать возможность существования
у людей различных точек зрения, в том
числе
не
совпадающих
с
его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и
взаимодействии;
2.учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве;
3.формулировать собственное мнение и
позицию;
4.договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения
интересов;
5.строить понятные для партнера
высказывания,
учитывающие,
что
партнер знает и видит, а что нет;
6.задавать вопросы;
7.контролировать действия партнера;
8.использовать речь для регуляции
своего действия;
9.адекватно
использовать
речевые
средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
1.учитывать и координировать в
сотрудничестве
отличные
от
собственной позиции других людей;
2.учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
3.понимать относительность мнений и
подходов к решению проблемы;
4.аргументировать свою позицию и
координировать
ее
с
позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной
деятельности;
5.продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех
его участников;
6.с
учетом
целей
коммуникации
достаточно точно, последовательно и
полно
передавать
партнеру
необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
7.задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
8.осуществлять взаимный контроль и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
9.адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
10.адекватно использовать речевые
средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Дата
Тема
Вводное занятие
Работа с текстом «Синица»
Работа с текстом «Грызуны»
Работа с текстом «Ответ»
Работа по восстановлению текста
Работа с текстом «Змеи»
Работа с текстом «Дрессировка»
Работа с текстом
Работа с текстом «И так бывает»
Текст с продолжением
Работа с текстом «Бактерии»
Работа с текстом «Растения»
Работа с текстом «Солнечный свет»
Работа по восстановлению текста
Работа с текстом «Сосновый бор»
Работа с текстом «Дельфины»
Работа с текстом «Башмачки»
Работа с текстом «Немецкая овчарка»
Работа с текстом « Осёл и бобр»
Работа с текстом «Оленёнок»
Работа с текстом « На катке»
Текст с продолжением
Работа с текстом «Калина»
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
Приложение 2
ЗОЛУШКА
Жил-был один уважаемый человек. Первая жена его умерла, и он женился
во второй раз, да на такой злой и жадной женщине, какой свет еще не видывал.
У нее были две дочери, похожие на мать и лицом, и умом, и характером. И у
мужа тоже была дочка, добрая и приветливая девочка.
Мачеха сразу невзлюбила свою падчерицу. Она заставляла ее делать самую
тяжелую работу. Весь день она мыла, убирала, чистила. Спала девочка на
чердаке на соломенной подстилке. Бедная девушка молчала, не жаловалась даже
отцу. Вечером она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с
золой, поэтому и звать ее стали Золушкой.
Вот как-то раз сын короля устроил большой бал и пригласил на него всех
знатных людей с женами и дочерьми. На королевский бал были приглашены 85
гостей. Среди них 39 баронесс, 28 придворных вельмож, а остальные гости –
лорды. Мачеха и сестры тоже стали собираться на бал. У Золушки забот стало
еще больше. Ей пришлось шить сестрам платья, крахмалить им юбки. Золушка
приготовила для бала двум сестрам ленты: каждая получила по 3 голубые и 2
розовые лены.
Никто не умел так искусно, как Золушка, приколоть кружева или завить
локоны.
И вот долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали. Золушка долго
смотрела им вслед, а потом горько заплакала.
Её крестная, она была фея – волшебница, увидела это и решила помочь
бедняжке.
— Сбегай-ка на огород и принес мне большую тыкву.
Золушка удивилась просьбе, но быстро выполнила ее. Фея прикоснулась
волшебной палочкой к тыкве, и та превратилась в прекрасную карету.
Затем фея послала Золушку в кладовую за мышеловкой. В ней оказалось 6
мышей. Золушка приоткрыла дверцу. Едва только мышь выбегала из своей
темницы, фея прикасалась к ней палочкой и серая мышка превращалась в серого
коня. Через минуту перед каретой уже стояла упряжка из шести коней в
серебристой сбруе. Не хватало только кучера.
Из крысоловки фея достала самую крупную и усатую крысу, дотронулась до
нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с
пышными усами.
— А теперь ступай в сад, - сказала фея. Там за лейкой, на куче песка, ты
найдешь шесть ящериц. Принеси-ка их сюда.
Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в
выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотом.
— Теперь ты можешь отправляться во дворец, - сказала фея.
— Но разве можно ехать на королевский бал в этом старом, испачканном
золой платье? – спросила Золушка.
Фея ничего не ответила. Она только слегка прикоснулась к Золушкиному
платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный
наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями.
Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие не
снились ни одной девушке.
Когда Золушка была совсем готова, фея усадила ее в карету и строгонастрого приказала возвратиться домой до полуночи.
Тест по литературному чтению
1) Цель: проверить умение различать жанры художественной литературы
(сказки, басня, рассказ)
Определи жанр произведения:
□ Былина
□ Рассказ
□ Сказка
□ Басня.
2) Цель: проверить сформированность учебных и читательских умений
(выделять главных героев произведения)
Назови главного героя
____________________________________
3) Цель: проверить умение различать жанры художественной литературы
(признаки сказок)
Заполни таблицу.
Сказочное
(зачин)
начало
Волшебство,
совершаемое в сказке
4) Цель: проверить сформированность
(сравнивать сказки)
Сделай вывод – какая это сказка:
□ Бытовая сказка
□ Сказка о животных
□ Волшебная сказка
читательских
умений
5) Цель: проверить сформированность учебных и читательских умений
(понимать прочитанный текст)
Составь пары:
тыква → карета
мыши →
крыса →
ящерица→
Тест по русскому языку
13
1) Цель: проверить умение различать слова, называющие
предмет, признаки предмета, действие предмета.
Найди 4 предложение во 2 абзаце, выпиши его, подчеркни слова,
называющие предмет одной линией, признак предмета – волнистой линией,
действие предмета – двумя линиями.
2) Цель: проверить умение выделять корень, суффикс, приставку,
окончание.
Выбери слово в этом предложении, подходящее к схеме ¬∩^□:
□ Девочка
□ Спала
□ Подстилка
3) Цель: проверить сформированность общеучебных умений
(выделять основную мысль текста)
Выпиши предложение, в котором объясняется, почему девочку стали звать
Золушкой.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4) Цель: проверить умение анализировать и кратко
характеризовать звуки
Выбери из этого предложения слова, в котором букв больше, чем звуков
□
□
□
□
Забиралась
Ящике
Звать
Золой
5) Цель: проверить умение различать произношение и написание
слов, находить способ проверки написания слов
Заполни таблицу словами из 6, 7 и 8 абзаца:
Слова с безударными гласными,
Слова с проверяемыми парными
проверяемыми ударением
согласными
14
Тест по математике
1)Цель: проверить умение решать текстовые задачи арифметическим
способом
Узнай сколько лордов присутствовало на королевском балу:
□ 15
□ 30
□ 18
□ 28
2)Цель: проверить умение сравнивать величины по их числовым значениям
Если розовая лента была длиной 20 см, а голубая – 16 см. Посчитай на
сколько голубая лента длиннее розовой
________________________________________________________________
3)Цель: проверить знание таблицы умножения и деления однозначных чисел,
умение сравнивать числа в пределах 100
Вычисли и расставь числа в порядке уменьшения, затем запиши слово:
9х9=
З
8х5=
О
2х8=
Ш
36:4=
К
12:3=
А
7х3=
У
4х7=
Л
4)Цель: проверить умение вычислять периметр
прямоугольника
Для приглашения на бал гостям были разосланы прямоугольные открыткиприглашения со сторонами 8 см и 5 см. Сколько см ленты потребовалось, чтобы
оклеить открытку?
□ 26
□ 40
□ 13
5)Цель: проверить уровень развития логического мышления, воображения
Вставь в пустые клетки квадрата буква слова «ПРИНЦ» так, чтобы в
строках и столбцах буквы не повторялись:
П
Р
И
Н
Ц
Р
И
Н
Ц
15
Тест по окружающему миру
1) Цель: проверить умение раскрывать особенности внешнего
вида и жизни представителей различных групп животных
К какой группе относятся мыши, превращенные феей в лошадей:
□ Пресмыкающиеся
□ Птицы
□ Грызуны
□ Насекомые
2) Цель: проверить сформированность умения видеть и понимать
взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)
Расставь слова, приведенные ниже, так, чтобы получилась цепь питания:
Мышь
Зерно
Сова
3) Цель: проверить умение определять признаки различных
объектов природы
Выбери лишнее, запиши найденное слово и продолжи новый ряд:
яблоко, слива, тыква, абрикос, груша
4) Цель: проверить сформированность умений различать
объекты живой и неживой природы
Какие предметы живой природы встречались тебе в сказке, перечисли:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5) Цель: проверить сформированность умений различать
объекты природы и изделия
Заполни таблицу примерами из текста
Объекты природы
Изделия
Тест по технологии
1) Цель: проверить сформированность умения осуществлять
организацию и планирование собственной трудовой деятельности
Расставь нумерацию технологических операций для изготовления
открытки-приглашения на королевский бал:
□ Вырезать цветочек для украшения
16
□ Начертить прямоугольник – основу открытки
□ Обвести по шаблону цветы для украшения
□ Вырезать прямоугольник-основу
□ Наклеить цветочки
□ Распределить цветочки
□ Добавить свои украшения
2) Цель: проверить сформированность понимания области применения и
назначения инструментов
Какие инструменты нужны для изготовления открытки:
□ Клей
□ Ножницы
□ Бумага
□ Линейка
□ Карандаш
□ Угольник
□ Циркуль
□ Картон
□ Шило
3) Цель: проверить знания детей о назначении и названии
транспортных средств, знакомых учащимся
Какое транспортное средство подарила Золушке фея?
_________________________________________________________
4) Цель: проверить знания детей о назначении и названии
транспортных средств, знакомых учащимся
Выбери современное транспортное средство, прототипом которого является
карета:
□ Самолет
□ Поезд
□ Машина
□ Пароход
5) Цель: проверить знания основных агротехнических приемов
Пронумеруй агротехнические приемы, которые использовала Золушка для
выращивания тыквы:
17
□
□
□
□
□
Подготовка почвы
Посадка семечки
Проращивание семечки
Уход за посевами
Сбор урожая
18
Ключи
Тест по русскому языку
1. Спала девочка на чердаке на соломенной подстилке.
2. подстилка
3. Вечером она забиралась в угол возле камина и сидела там на ящике с
золой, поэтому и звать ее стали Золушкой.
4. Забиралась, звать
5.
Слова с безударными гласными,
Слова с проверяемыми парными
проверяемыми ударением
согласными
Помочь, большую, удивилась,
Бедняжке, огород, Золушка,
оказалось, выбегала, темницы, коня, просьба, мышка, упряжка
стояла, коней, хватало
Тест по математике
1. 18
2. на 4 м
3.
81
40
28
З
О
Л
4. 26
5.
П
Р
И
21
У
16
Ш
Н
Ц
Р
И
Н
Ц
П
И
Н
Ц
П
Р
Н
Ц
П
Р
И
Ц
П
Р
И
Н
9
К
4
А
Тест по окружающему миру
1. грызуны
2. зерно → мышь → сова
3. тыква, огурец, помидор, лук, баклажан
4. Золушка, мачеха, сестры, мыши, тыква, кони, крысы, ящерицы
5.
Объекты природы
Изделия
19
Золушка, мачеха, сестры, мыши,
тыква, кони, крысы, ящерицы
Карета
Тест по литературному чтению
1. сказка
2. Золушка
Сказочное начало
(зачин)
Жили – были
Волшебство,
Превращение мышей в коней, крыс в кучера,
совершаемое в сказке
ящериц в лакеев, превращение старого платья в
чудесный наряд
4. волшебная сказка
5. мыши → кони
крыса → кучер
ящерица→ лакеи
Тест по технологии
1. Начертить прямоугольник – основу открытки
Вырезать прямоугольник-основу
Обвести по шаблону цветы для украшения
Вырезать цветочек для украшения
Распределить цветочки
Наклеить цветочки
Добавить свои украшения
2. клей, ножницы, линейка, карандаш, угольник
3. карета
4. машина
5. Подготовка почвы
Проращивание семечки
Посадка семечки
Уход за посевами
Сбор урожая
20
Самая маленькая птичка
Колибри – образец великолепия, пышности и красоты тропической
природы. Их насчитывают 400-500 видов. Это очень маленькие птицы: самые
мелкие из них – величиной с крупного шмеля, самые большие – с ласточку. Эти
птички живут в теплых районах Северной и Южной Америки.
Колибри питаются цветочным нектаром. Не садясь на растение, птичка на
лету высасывает нектар из цветка язычком. Трубчатый язык может высовываться
далеко за пределы длинного клюва. Питаются колибри также и насекомыми. Они
съедают в день количество пищи, в 2 раза больше веса их тела.
Эти маленькие, дивные по форме и окраске птички, летают с такой
быстротой, что за их полетом трудно уследить глазами. Колибри машут в полете
крылья так быстро, что видны не крылья, а только что-то вроде тени от их
движений. Их крылья делают до 50 взмахов в секунду. Сердце колибри бьется с
частотой 1400 ударов в минуту (сравните, у человека всего 70!).
Окраска колибри зависит не только от окраски перьев. В зависимости от
углов падения и отражения солнечных лучей на разных частях тела видны
переливы цвета всех драгоценных камней.
Образ жизни колибри также необычен. Колибри никогда не садятся на
землю, а на ночь подвешиваются, подобно летучим мышам, вниз головой.
Причем не просто засыпают, а впадают в спячку: у них замедляется работа
сердца, тормозится дыхание, температура тела понижается вдвое. Но едва
пригреет солнышко, колибри «оживают» и начинают обычные дела: гоняются за
мошками или в поисках нектара перелетают от цветка к цветку. С помощью
языка они сами пьют нектар или кормят им своих крохотных птенцов.
Эти маленькие птички очень отважны. Они героически защищают свои
гнезда с птенцами или яичками величиной с горошинку. Бесстрашно нападают
на врага и сильным ударом в глаз сбрасывают на землю даже древесных змей.
Литературное чтение.
Цели: Оценить умение прочитывать текст и извлекать из него главную
информацию; определять жанр произведения; умения находить основную мысль
всего текста и его частей; знание структурных особенностей текста (абзац) и
умение найти его в тексте.
1. Определи жанр этого произведения.
Ответ _________________________________________.
2. Сколько частей в этом тексте? Запиши цифрой.
Ответ _______________.
3. Озаглавь три последние части текста.
А) ____________________________________________________
Б)____________________________________________________
В)____________________________________________________
4. Найди 4 абзац в тексте. О чем в нем говорится? Допиши в
предложении одно слово.
Ответ.
В
абзаце
говорится,
какая
у
колибри
_____________________.
Ответ
21
5. Перечитай текст и «расскажи» о колибри, коротко ответив на вопросы
таблицы.
Таблица. Колибри.
Вопрос
Ответ
Где живут птицы колибри?
Сколько видов насчитывают
колибри?
Чем питаются колибри?
С какой скоростью колибри
машут крыльями?
Как спят колибри?
Какого размера птица колибри?
Русский язык.
Цели: Проверить умение найти названный фрагмент текста и списать его
правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв; сформированность
навыков самокоррекции; умения делить слова на слоги. Правильно ставить
ударение; определять количество звуков и букв в словах; находить слова с
заданными орфоргаммами.
1. Спиши
последний
абзац.
Проверь.
Если
надо,
исправь.___________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
______________
2. Запиши количество звуков и букв в словах:
Яички
__________
зв.
Колибри
______________
б.
__________
зв.
Змея
______________
б.
__________
зв.
Сильный
______________
б.
__________
зв.
______________
б.
3. Колибри питаются цветочным нектаром. Раздели слова этого
предложения на слоги, поставь ударение.
22
4. Выпиши
из
последнего
абзаца
слова
–
названия
предметов._________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
______________________________________
5. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами парных
согласных в конце и в середине слова.
Ответ.
В
конце
слова
_____________________________________________________________
В
середине
слова________________________________________________________
Математика.
Цели: Проверить умение решать простые текстовые задачи; подбирать
правильный вопрос к данному решению; умение сравнивать величины;
сформированность вычислительных навыков.
1. Обычно одна самочка колибри откладывает 2 яйца. Сколько яиц
отложат 8 самочек колибри?
Ответ:
______________________________________________________
2. Колибри делают 50 взмахов крыльями в секунду. Какой вопрос
можно поставить к задаче, если ее решение следующее: 50х6=300
Ответ:___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____
3. Кубинский карликовый колибри в длину 6 см, а гигантский
колибри имеет длину тела 21 см. На сколько гигантский колибри
больше, чем карликовый?
Ответ:
_______________________________________________________
4. Карликовый колибри весит 2 гр., а гигантский 23 гр. Кто
тяжелее 12 карликовых колибри или один гигантский? Насколько?
Подчеркни правильное слово и запиши в ответе число.
Ответ: 12 карликовых колибри
(тяжелее, легче)_________________,
чем 1 гигантский на _____ граммов.
5. Сколько крыльев у 10 колибри?
Ответ:
________________________________________________________
23
Окружающий мир.
Цели: Проверить умение ориентироваться по контурной карте; опроеделять
принадлежность животных к определенной группе, находить существенные
признаки пейзажей местности.
1. Покажи
на
карте,
где
обитают
колибри.
2. Сколько обычно яиц откладывает самочка колибри? Обведи
букву с правильным ответом.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д)не знаю
3 . К какой группе животных относится колибри?
Ответ: __________________________________________________________
4. Как ты думаешь, где, скорее всего, понравилось бы жить
колибри? Выбери одну из картинок и обведи стоящую рядом с ней букву.
Если нужно, перечитай текст.
24
А
Д
Б
Е
В
Ж
Г
З
5. Зачем колибри длинный язык. Запиши свои рассуждения.
Ответ:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________
25
Технология.
Цели: Проверить навык работы с бумагой; знание свойств бумаги;
условных обозначений на чертеже; умение читать чертеж и выполнять
работу по нему.
1. Какую бумагу необходимо использовать для изготовления
колибри в технике оригами?
Ответ:
____________________________________________________________
2. Отметь на чертеже названия линий.
3. Какое свойство бумаги используется в работе по технике
оригами?
Ответ:
___________________________________________________________
4. Откуда родом искусство оригами?
Ответ:
____________________________________________________________
5. Выполни поделку «Колибри» пользуясь схемой.
26
Животный мир сада
В садах живут разнообразные насекомые. Среди них много вредителей, но
и немало полезных насекомых. Охотятся за насекомыми – вредителями божьи
коровки, жужелицы. Одна жужелица за сутки уничтожает от 3 до 5 вредных
гусениц.
В цветущих садах много пчёл. Они собирают нектар и опыляют цветы.
Поскольку в садах много насекомых, здесь обилие птиц. Большинство птиц
– настоящие друзья сада. Одни из них в садах устраивают свои гнёзда. К ним
относится горихвостка – очень красивая, ярко окрашенная птица. Во время
пения она часто подёргивает хвостиком, от чего он как бы «вспыхивает» яркими
красноватыми красками: хвост «горит». Поэтому птица и получила название
горихвостка. Она питается насекомыми, большинство из которых вредители
сада.
Если вокруг сада сделать густую живую изгородь, сюда можно привлечь
соловьёв. Соловьи будут строить гнёзда в кустарниках, а корм отыскивать в саду.
Кормом для соловья, как и для горихвостки, служат насекомые – вредители сада.
Горихвостка и соловей радуют нас: одна – красотой своего оперения, другой –
прекрасным пением.
В садах могут построить гнёзда синицы, мухоловки, вертишейки. Основной
пищей их тоже являются насекомые-вредители. Если повесить в саду
скворечники, всё лето здесь будут жить скворцы и очищать сад от вредителей.
Многие другие птицы прилетают в сады кормиться насекомыми. Это воробьи,
трясогузки, кукушки.
Большую пользу приносят садам птицы. Поэтому садоводы развешивают в
садах кормушки и подкармливают птиц. Особенно это надо делать ранней
весной и поздней осенью, когда в природе мало корма. Необходимо
подкармливать и зимующих птиц. Зимующие и перелётные птицы постепенно
привыкают к кормушкам и прилетают в сады даже тогда, когда их перестают
подкармливать, что чаще всего бывает летом.
Математика:
Цели: проверить умения решать простые задачи на разностное сравнение,
на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз; усвоение нумерации
в пределах 1000, понятие предыдущее и последующее число, умение составлять
неравенства
1. За сутки одна жужелица уничтожает 4 вредные гусеницы.
Сколько гусениц она съест за 5 дней? Запиши получившееся число.
Ответ: _______ .
2. У кого в этом рассказе больше ног?
Допиши слово. Больше всего ног у _____________________ .
Во сколько раз у насекомых ног больше, чем у птиц? Выбери правильное
решение на этот вопрос.
1) 6-2=4(л.)
2) 6:3=2(р.)
3) 6:2=3(р.)
4) 6-4=2(л.)
3. Запиши трёхзначные числа цифрами в прямоугольники.
27
Муха взмахивает крылышками триста пятьдесят два раза в секунду,
шмель – двести двадцать раз, пчела – четыреста сорок, а комар – пятьсот
пятьдесят раз.
Рядом с каждым числом запиши предыдущее и последующее.
Муха _____
______
Шмель _____
______
Пчела _____
______
Комар _____
______
4.
Реши задачу.
Скворец склевал за день 34 гусеницы, а кукушка на 17 гусениц больше.
Сколько гусениц склевала кукушка за день?
Ответ:
5.Посчитай, сколько раз в тексте встречаются названия насекомых и птиц.
Насекомых ______.
Птиц _____ .
Используя данные числа, запиши верные неравенства.
____________________________________________________________________
Литературное чтение
Цели: проверить умение определять жанр произведения, сформированность
умения поиска необходимой информации в тексте и умения добывать
информацию из текста, определять последовательность событий.
1. Определи жанр произведения:
1) сказка;
2) быль;
3) рассказ;
4) басня.
2. Почему горихвостка получила такое название?
1) очень красивая птица;
2) подёргивает хвостиком во время пения, от чего кажется,
что хвост «горит»;
3) вся птица покрыта ярко-красным оперением;
4) в солнечные дни, «вспыхивает» красноватыми
красками.
3. Соедини слова стрелками так, чтобы легче было
пересказать текст.
Разнообразные
Соловьи
насекомые
4. Подчеркни
в тексте предложение, которое рассказывает нам о том, как
Пчёлы
горихвостка и соловей радуют
нас.насекомые
Полезные
Горихвостка
Обилие птиц
28
5. Если бы ты был соавтором этого произведения, о ком ты ещё
мог рассказать.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Русский язык
Цели: проверить усвоение сущности понятия «проверочное слово» для слов
с безударной гласной в корне; фонетические умения учащихся (умение
определять количество звуков и букв в слове), умение находить в тексте
заданный абзац и предложение, дифференцировать мягкие согласные, делить
слова на слоги, редактировать небольшой текст.
1. Какое слово правильно разделено на слоги?
крас-ивая
о- перение
соло-вьи
бо-льшую
2.
Найди в тексте 5 абзац, в нём – второе предложение.
Выпиши из этого предложения слово, в котором все согласные – мягкие.
Ответ: _______________
3.
В 6 абзаце найди и выпиши 2 однокоренных слова:
одно из них будет проверочное, а другое с проверяемой гласной в корне.
Ответ: ____________________________
4.Запиши количество звуков и букв.
Изгородь _________звуков, _____ букв.
Оперение ________ звуков, _____букв.
Осенью ________ звуков, _____ букв.
5.Прочитай текст. Замени повторяющиеся слова. Запиши текст.
Растёт в саду яблоня. Весной цветёт яблоня душистыми белыми цветами.
Летом яблоня гордится вкусными плодами.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Окружающий мир.
Цели: выделять отличительные признаки групп животных; называть
перелётных птиц, знать растения, которые растут в саду; формировать
экологическое сознание.
1.Какая группа животных не может жить в саду?
1)
млекопитающие
2)
птицы
3)
насекомые
4)
рыбы
2.Какое растение не выращивают в саду?
1)
яблоня
2)
тёрн
3)
камыш
4)
малина
3.Какие из перечисленных в рассказе птиц являются перелётными?
29
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4.Люди круглый год много работают в саду. Это помогает получить им
высокие урожаи ценных продуктов питания – (каких?)
5. Какие меры ты будешь применять, чтобы повысить урожай в своём саду,
но
при
этом
не
нанести
вред
природе?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Технология
Цель: проверить умения создавать фронтальные композиции в соответствии
с художественно-конструкторской задачей, подбирать материалы и
инструменты; составлять план работы.
Рассмотри внимательно рисунок. Тебе предстоит выполнить мозаику.
1. Какие материалы понадобятся:
1) ткань, бумага;
2) ткань, картон,;
3) цветная бумага, картон;
4) природный материал
30
2. Какие инструменты понадобятся:
1) ножницы;
2) нож;
3) линейка?
3 . Все детали я буду соединять при помощи ______________ .
4.Определи план работы.
Выкладывай кусочки по задуманным линиям;
Подготовить контурное изображение и кусочки бумаги нужных цветов;
Понемногу наносить клей на картон.
5.Какую поделку ты хотел бы выполнить по теме «Сад». Нарисуй её и опиши.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
Ответы.
Математика.
1. 20.
2. насекомых; 3) 6:2=3(р.)
3. 351 352 353
219 220 221
439 440 441
549 550 551
4. 34+17=51(г.)
5. Насекомых __4.
Птиц __9 .
4<9, 9>4
Литературное чтение.
1. 3)рассказ
2. 2) подёргивает хвостиком во время пения, от чего кажется, что хвост «горит»;
4. Горихвостка и соловей радуют нас: одна – красотой своего оперения, другой – прекрасным пением.
5.Например.
В почве живут кроты. Они питаются насекомыми-вредителями. Но, проделывая ходы в почве, кроты повреждают корни
растений, чем приносят вред садам. И всё же от них пользы больше, чем вреда.
В сады могут забегать кормиться зайцы, особенно зимой. Они обгрызают кору фруктовых деревьев, чем наносят им
большой вред. Ещё в садах живут мыши.
Русский язык.
1. соло-вьи
2. пищей
3. (мало) корма – кормушки
4. 7зв., 8б.
9зв., 8б.
6зв., 6б.
5. Растёт в саду яблоня. Весной цветёт она душистыми белыми цветами. Летом дерево гордится
вкусными плодами.
Окружающий мир.
1. 4)рыбы
2. 3)камыш
3. Горихвостка, соловей, мухоловки, скворцы, вертишейки, трясогузки, кукушки.
4. Перечисляют фрукты и ягоды.
5. Например : весной срезать у малины верхушку и она даст боковые побеги, а это увеличит урожай.
31